«Зоя» кратко иллюстрирует учебник истории | статьи на inet-moll

Для актрисы Анастасии Мишиной это первая роль в большом кино. Кадр из фильма

Очередная картина, снятая по заказу и при поддержке Российского военно-исторического общества, создана к 80-летней годовщине одного из самых известных подвигов времен Великой Отечественной. Юная партизанка Зоя Космодемьянская героически погибла под Москвой в 41-м, превратившись в символ стойкости народа перед лицом врага. Режиссером «Зои» стал Максим Бриус, работающий в основном на телевидении, автором сценария – Андрей Назаров, принимавший участие в написании «Танков» и «Собибора», главную роль сыграла Анастасия Мишина, для которой фильм стал дебютом в большом кино.

21 июня 1941 года 18-летняя школьница Зоя отмечает выпускной и кружится в танце с одноклассником, своей первой любовью. На следующий день начинается война, парень уходит на фронт – и не возвращается, погибает в первые же дни. Узнав об этом, девушка твердо решает идти воевать. Немцы уже под Москвой, Сталин подписывает приказ о формировании диверсионных отрядов, Зоя записывается в партизаны и готовится к своему первому заданию – оно же станет и последним. Заброшенная в тыл врага, она вместе с другими не менее юными сослуживцами должна сжечь оккупированные немцами деревни, таким образом выгнав фашистов на суровый русский мороз. Успев выполнить лишь часть задания, девушка, уже потерявшая в перестрелках всю группу, попадает в плен – селяне-коллаборационисты, дезинформированные захватчиками и уверенные, что Москва уже пала, сдают ее немцам, которые пытками пытаются выбить у Зои информацию о диверсионном плане СССР.

Авторы «Зои» придерживаются канона – снимают историю строго по учебнику, даже то, о чем узнать невозможно, воспроизводят именно так, как полагается. Выходит пресно, скорее этакой иллюстрацией, чем художественным произведением. «Зоя» застывает вне времени и вне жизни, несмотря на концентрированный внутренний трагизм. Понятно, что авторы данного фильма, учитывая госзаказ и госфинансирование, не стали бы подвергать сомнению, пусть и во имя искусства, официальную версию событий – но даже в «Википедии» статья о Зое Космодемьянской куда более захватывающая, чем то, что показано на экране.

Сама героиня, как ни старается актриса Анастасия Мишина, корчась в беззвучном крике и бросая колючие, полные одновременно страха и отваги взгляды на немцев, получается тем самым символом, а не человеком. Остальные персонажи не менее трафаретные, им катастрофически не хватает времени, пространства и сценария, чтобы развернуться. Вот, к примеру, немцы, оккупировавшие деревню, – в большинстве своем дикие звери, готовые растерзать партизанку, но есть среди них и центральный персонаж, Зоммер (Вольфганг Черни), который в какой-то момент даже слезу пустит. Или же селяне, по сути еще одна толпа, от которой на пару минут ради одного эпизода отделяются персонажи: Смирнова (Анна Уколова), чей дом – один из тех, что по заданию спалила Зоя, громче всех радуется ее казни староста Свиридов (Дмитрий Быковский-Ромашов), сдавший партизанку и заслуживший у немцев белую отличительную повязку, вроде как и сомневается, но не противится, мальчишка, вдохновленный Зоей, рвется совершить самоубийственный подвиг. Есть и товарищ-диверсант, который, попав в плен, трусит.

Все это укладывается в полтора часа экранного времени, так что рассмотреть ничего и никого толком невозможно – наброски людей и один нарисованный слишком уже жирными мазками портрет героини, которая даже свою самую важную речь с петлей на шее – тот обращенный к столпившимся у виселицы людям призыв не сдаваться и бить немцев – произносит как-то сокращенно, скомканно и под самые титры, будто куда важнее запустить на экране строчки, рассказывающие о дальнейшей судьбе участников описываемых событий, и показать фотографии прототипов. Исключением неожиданно (хотя, к сожалению, не так уж неожиданно) оказывается фигура Сталина (Леван Мсхиладзе), который в «Зое» вдруг предстает этаким человечным лидером страны, сомневающимся, способным на сочувствие, вынужденным принимать решения, обрекающие народ на гибель, а потом молча пускающим слезу – снимают со спины, но наверняка – у могилы Зои Космодемьянской. Такая вот старая новая повестка: выиграли войну подвигами и слезами вождя, а люди – да просто толпа. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий