В Поднебесной разразился экономический бум | статьи на inet-moll

Промышленность стала драйвером роста китайской экономики. Фото Reuters

Новые данные, опубликованные Государственным статистическим управлением Китая, показывают, что темпы увеличения экономики превысили ожидания и достигли в четвертом квартале 2020 года 6,5%. При этом двигателями роста стали промышленное производство и экспорт. Financial Times подчеркивает, что успехи Китая служат ярким контрастом на фоне ожидаемых экономических показателей других держав. Однако представитель китайского правительства предупреждает, что существуют такие факторы, затрудняющие прогнозы, как меняющаяся динамика распространения вируса и неопределенность в отношениях Китая с Западом.

Вторая экономика мира в начале 2020 года впервые более чем за 40 лет пережила спад, когда население страны поразил коронавирус и власти ввели жесткий локдаун. Тем не менее в исчислении за год экономика увеличилась на 2,3%. Это был худший результат с 1976 года, то есть со времени бурных политических потрясений, связанных с последствиями «культурной революции», устроенной по призыву Мао Цзэдуна.

Но в течение минувшего года, когда из-за пандемии другие крупные страны погрузились в рецессию, Китай их всех превзошел. Причем превзошел даже те прогнозы, которые давал Международный валютный фонд (МВФ). Он предсказывал, что Китай станет единственной большой экономикой, которая будет расширяться в 2020 году. Но, по оценке МВФ, она должна была увеличиться на 1,9%.

Нин Цзихэ, представитель Государственного статистического управления КНР, тоже сказал, что итог оказался лучше, чем предполагалось. В первом квартале ВВП сократился почти на 7%. Правительство решило подхлестнуть рост, осуществляя крупные инфраструктурные проекты и выдавая людям наличность, чтобы стимулировать спрос среди граждан. Эти меры, как передает CNN, дают плоды. Причем особенно большим драйвером роста стало промышленное производство. Оно подскочило на 7,3% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

«Пока большинство стран мира пыталось свести концы с концами, Китай устремился вперед на всех парах. Это стало подспорьем для роста других рынков в регионе, например для Австралии, Южной Кореи, и Японии, которые экспортируют товары в Китай», – говорит Фредерик Ньюмэн, сопредседатель отдела исследований банка HSBC.

Внешняя торговля тоже быстро росла. Активное сальдо за год составило рекордные 535 млрд долл. – увеличение на 27% по сравнению с 2019 годом. Страна выиграла от того, что во всем мире повысился спрос на защитное обмундирование от вируса и электронику, поскольку люди стали работать на удаленке. Но обнаружились и слабые места. Ретейл потерял темп в декабре по сравнению с предыдущим месяцем. В годовом выражении он снизился на 3,9%.

Нин объясняет снижение числа продаж тем, что в некоторых местах вновь появился коронавирус. «Это придает экономическому восстановлению элемент неопределенности», – признал он. Однако аналитики из консалтинговой фирмы Capital Economics считают, что ближайшие перспективы светлые. «Несмотря на последнее падение продаж в ретейле, потребление будет увеличиваться. Домохозяйства пустят в ход излишние сбережения, накопленные в прошлом году. А стимулы, к которым прибегло правительство ранее, тоже еще сохранят свое воздействие на промышленность и строительство», – полагает старший экономист Джулиан Иванс-Причард.

Китайская официальная пропаганда заявляет, что политико-экономическая модель КНР доказала свое превосходство над либеральной капиталистической моделью. Разве события минувшего года это не подтверждают? С таким вопросом «НГ» обратилась к заместителю директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александру Ломанову.

«На Западе тоже иногда сравнивают экономическую эффективность, исходя из формальных стандартов политических систем. Но это тупиковый подход. Запад так привык гордиться превосходством своей демократической системы, что утрачивает способность к саморазвитию. Это опасно, и рост Китая служит хорошим напоминанием. Китай ведь растет не благодаря тому, что им правит какая-то определенная партия или определенный человек. Причина в том, что за 40 лет реформ был найден баланс между частной инициативой и государственным управлением. Адам Смит говорил, что все решает невидимая рука рынка. А в Китае часто повторяют, что у них две руки –невидимая рука рынка и видимая рука государства», – подчеркнул эксперт.

Ведь это факт, что Китай в отличие от Запада сумел остановить пандемию и восстановить экономический рост. Вопрос в том, сумеет ли Запад сделать из этого правильный вывод. Когда Советский Союз запустил первый в мире спутник, Америка вложила в ответ колоссальные средства в образование и науку и благодаря этому сохранила положение мирового лидера в ХХ веке. Сумеет ли Запад сегодня сделать аналогичный шаг? Вот это, пожалуй, самый сложный вопрос, который оставил нам 2020 год, полагает Ломанов.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий