Татьяна Воеводина. Назад к советской школе? | статьи на inet-moll

Содержание
  1.  
  2. Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу! 
  3.  
  4. Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась.
  5. А западнические эксперименты её вконец добили.
  6.  
  7. Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.
  8. Но можно ли возродить советскую школу?
  9. Очевидно, нет.
  10.  
  11. Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени.
  12.  
  13. Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт.
  14.  
  15. Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества.
  16.  
  17. Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.
  18. И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной?
  19.  
  20. Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить.
  21.  
  22. Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время. 
  23. Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.
  24. Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами –  принудительная всеохватность средним образованием.
  25.  
  26. В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным.
  27.  
  28. А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала  дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования. 
  29.  
  30. Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн. 
  31.  
  32. В 70-е всем принудительно давали среднее образование.
  33. Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним.
  34.  
  35. Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить.
  36. И им всё равно выдадут аттестат.
  37.  
  38. А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность.
  39.  
  40. Так уж устроена человеческая натура, ценит человек  лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому.
  41.  
  42. Среднее образование этого свойства лишилось. 
  43. Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил.
  44. Учителя стали обязаны тащить любого.
  45. Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».
  46. Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.
  47.  
  48. Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран.
  49.  
  50. Только не надо про Космос и прочее!
  51.  
  52. Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности.
  53.  
  54. Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».
  55. Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием.
  56.  
  57. Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических.
  58.  
  59. Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал  всеобщим,  а оттого малоценным.
  60.  
  61. Так какую же школу мы хотим возрождать?
  62. Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода.
  63.  
  64. Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект  «Сталинский учебник»).
  65. Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.
  66.  
  67. Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка.
  68.  
  69. Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов.
  70.  
  71. Ну а  дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п. 
  72. Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие!
  73. Немногие!
  74.  
  75. И вузов должно быть немного. 
  76.  
  77. Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.
  78.  
  79. Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи.
  80.  
  81. А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников.
  82.  
  83. Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков.
  84.  
  85. Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.
  86.  
  87. Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью.
  88. Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.

 

Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу! 

 

Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась.

А западнические эксперименты её вконец добили.

 

Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.

 

Но можно ли возродить советскую школу?

Очевидно, нет.

 

Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени.

 

Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт.

 

Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества.

 

Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.

 

И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной?

 

Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить.

 

Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время. 

Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.

 

Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами –  принудительная всеохватность средним образованием.

 

В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным.

 

А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала  дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования. 

 

Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн. 

 

В 70-е всем принудительно давали среднее образование.

 

Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним.

 

Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить.

И им всё равно выдадут аттестат.

 

А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность.

 

Так уж устроена человеческая натура, ценит человек  лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому.

 

Среднее образование этого свойства лишилось. 

Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил.

Учителя стали обязаны тащить любого.

Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».

Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.

 

Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран.

 

Только не надо про Космос и прочее!

 

Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности.

 

Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».

 

Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием.

 

Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических.

 

Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал  всеобщим,  а оттого малоценным.

 

Так какую же школу мы хотим возрождать?

 

Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода.

 

Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект  «Сталинский учебник»).

Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.

 

Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка.

 

Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов.

 

Ну а  дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п. 

Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие!

Немногие!

 

И вузов должно быть немного. 

 

Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.

 

Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи.

 

А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников.

 

Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков.

 

Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.

 

Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью.

Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.

Источник: publizist.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий