Содержание
- Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу!
- Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась.
- А западнические эксперименты её вконец добили.
- Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.
- Но можно ли возродить советскую школу?
- Очевидно, нет.
- Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени.
- Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт.
- Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества.
- Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.
- И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной?
- Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить.
- Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время.
- Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.
- Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами – принудительная всеохватность средним образованием.
- В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным.
- А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования.
- Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн.
- В 70-е всем принудительно давали среднее образование.
- Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним.
- Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить.
- И им всё равно выдадут аттестат.
- А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность.
- Так уж устроена человеческая натура, ценит человек лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому.
- Среднее образование этого свойства лишилось.
- Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил.
- Учителя стали обязаны тащить любого.
- Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».
- Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.
- Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран.
- Только не надо про Космос и прочее!
- Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности.
- Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».
- Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием.
- Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических.
- Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал всеобщим, а оттого малоценным.
- Так какую же школу мы хотим возрождать?
- Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода.
- Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект «Сталинский учебник»).
- Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.
- Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка.
- Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов.
- Ну а дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п.
- Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие!
- Немногие!
- И вузов должно быть немного.
- Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.
- Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи.
- А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников.
- Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков.
- Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.
- Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью.
- Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.
Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу!
Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась.
А западнические эксперименты её вконец добили.
Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз.
Но можно ли возродить советскую школу?
Очевидно, нет.
Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени.
Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт.
Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества.
Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.
И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной?
Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить.
Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время.
Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.
Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами – принудительная всеохватность средним образованием.
В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным.
А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования.
Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 9-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн.
В 70-е всем принудительно давали среднее образование.
Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень средним.
Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить.
И им всё равно выдадут аттестат.
А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – теряет ценность.
Так уж устроена человеческая натура, ценит человек лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому.
Среднее образование этого свойства лишилось.
Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил.
Учителя стали обязаны тащить любого.
Я помню ропот педагогической обществености на знаменитое «три пишем – два в уме».
Совершенно закономерно в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент – очень часто просто чтобы продлить счастливое детство.
Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран.
Только не надо про Космос и прочее!
Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности.
Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».
Меж тем в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием.
Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических.
Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал всеобщим, а оттого малоценным.
Так какую же школу мы хотим возрождать?
Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода.
Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект «Сталинский учебник»).
Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.
Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка.
Собственно если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов.
Ну а дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п.
Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие!
Немногие!
И вузов должно быть немного.
Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две десятилетки, а восьмилеток – довольно много.
Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи.
А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников.
Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков.
Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.
Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью.
Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.
Источник: publizist.ru