Розничная торговля в РФ сократится в этом году, по разным прогнозам, от 3 до 6%. Фото РИА Новости.

Россияне увеличивают потребление после отмены карантинных ограничений. Но готовы вернуться к строгой экономии при ухудшении эпидемиологической обстановки. В этом случае больше всего пострадают производители и продавцы товаров длительного пользования.

На неделе с 7 по 13 сентября россияне чуть увеличили свои расходы: в среднем типичная семья потратила на повседневные товары 4534 руб., что на 46 руб. (1%) больше, чем неделей ранее, сообщил холдинг «Ромир». Это на 149 руб., или на 3,4%, больше, чем за аналогичный период прошлого года. В «Ромире» отмечают, что постепенно цикл недельных расходов возвращается к привычной динамике. По итогам первого полугодия 2020 года, по данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ снизился на 6,4%. Из-за коронакарантина у граждан сократилась физическая возможность ходить по магазинам, торговые центры были закрыты, не все быстро смогли переориентироваться на покупки через интернет, да и основным рефлексом россиян в любой кризис можно считать желание придержать наличность до лучших времен. Спад по итогам полугодия в основном был связан с проблемами во втором квартале, когда были введены карантинные ограничения. И именно их отмена и реализация гражданами отложенного спроса показали, что ожидавшееся аналитиками падение спроса в июне–июле оказалось не таким сильным: в июле оборот розничной торговли сократился на 2,6% по сравнению с июлем 2019 года (аналитики ожидали падения на 4,5%), в июне падение было на 7,7% по сравнению с июнем прошлого года. То есть, вернувшись на рынок, россияне не смогли или не захотели тратить, как в прошлом году, создав при этом определенную семейную подушку безопасности.

За первое полугодие 2020 года россияне в среднем сократили потребительские расходы на десятую часть, или на 11,6 тыс. руб. каждый, подсчитали в компании FinExpertiza. Общая «недоплаченная» сумма расходов населения составила около 18 трлн руб.

При этом значительная часть россиян проявляют осторожность из-за некоторого прироста заболевших. Около 41% респондентов заявили, что в случае наступления второй волны коронавируса они откажутся от крупных покупок, а 19,4% будут экономить на товарах первой необходимости, говорится в опубликованном во вторник исследовании финансовой платформы Webbankir. Впрочем, еще 40% заявили, что будут тратить деньги так же, как и прежде. Большинство опрошенных – почти 60% – не намерены предпринимать каких-либо мер, чтобы сохранить свой текущий уровень жизни в случае второй волны. Из тех, кто все же планирует реагировать на изменение ситуации, 10% опрошенных будут закупать продукты впрок, «пока они не подорожали», 9,3% респондентов попросят в банке кредитные каникулы, 8,8% заранее рефинансируют имеющиеся кредиты, а 7,3% россиян возьмут новые кредиты или займы, чтобы пережить период самоизоляции.

Глава Минэкономразвития Максим
Решетников надеется на быстрое
восстановление потребительской активности. 
Фото с сайта www.economy.gov.ru.

Как сообщил в понедельник ВЦИОМ, более 60% россиян считают нынешнее время неудачным для совершения крупных покупок, в обратном уверены 22% граждан. Минэкономразвития в понедельник представило новый прогноз социально-экономического развития страны, который более благоприятен по сравнению с июньскими оценками. В ведомстве Максима Решетникова, в частности, улучшили прогноз по падению оборота розничной торговли в 2020 году – до 4,2 с 5,2% по июньской версии. Ограничителем для торговли выступит падение реальных располагаемых доходов, которое оценивается теперь в 3%.

«Сейчас мы наблюдаем некоторое оживление потребления», – согласна и.о. завкафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Юлия Сяглова. При этом эксперт отмечает в потребительском поведении некоторую осторожность, возможно, связанную с опасением второй волны коронавируса. «Потребление пока не вернулось на докризисный уровень. А сами покупки перераспределились между каналами офлайн и онлайн. То, что до пандемии покупалось исключительно в офлайне, отчасти перешло в онлайн, даже фуд-ретейл. Поэтому онлайн-торговля выросла, а традиционная так и не добрала прежних объемов», – сказала «НГ» Сяглова. «Часть россиян ограничивают себя в дорогостоящих покупках, которые требуют привлечения кредитных средств. Это обусловлено падением доходов во время коронакризиса. А также неуверенностью в сохранении прежней работы. Влияют на потребление и весьма призрачные перспективы будущего роста экономики. «Существует вероятность, что мир может уйти на самоизоляцию повторно, пример тому – Израиль», – говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский считает, что сейчас происходит абсолютно логичное искусственное сдерживание потребления. «На руках у людей рекордные 2,1 трлн руб. (помимо ЦБ), что также говорит об опасениях второй волны. Другое дело, что стоило смотреть хотя бы на шаг вперед и иметь необходимую денежную подушку, чтобы не залезать в долги и кредиты во время пандемии. Главной проблемой видится не снижение доходов и не «самоцензура» в расходах, а отсутствие финансовой грамотности. Большинство кредитов, которые затягивали хомут во время самоизоляции, – это импульсивные покупки: бытовая техника, смартфоны, подарки. Почему-то на крупные кредиты типа ипотеки или автокредитов у людей всегда есть некоторый запас, а вот с небольшими долгами, по которым проценты доходят до 50, заемщики предпочитают разбираться в последнюю очередь», – говорит он. Само по себе потребление будет выходить на докризисные мощности вплоть до того момента, когда будет исчерпана угроза заболевания, то есть до вакцинации, полагает Кричевский. «Затем пойдет восстановление уровня доходов и экономики государства, а уже потом – выход индекса потребления на новые уровни. Но все-таки хотелось бы верить, что весна этого года и угроза повторной волны карантина заставили понять, что стоит задаваться вопросом создания финансовых резервов уже сегодня», – сказал «НГ» эксперт. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий