Фото pixabay.com

Профессионалы в области изменения климата стали дефицитом на рынке труда, а подготовка таких специалистов не всегда успевает за потребностями и бизнеса, и государства. Российское партнерство за сохранение климата и Европейский университет в Санкт-Петербурге собрали экспертов со стороны бизнеса и академических кругов, чтобы обсудить перспективы обучения таких специалистов.

Как отметила модератор мероприятия Ольга Санарова, директор департамента общественных связей РУСАЛа, ориентироваться на изменение климата приходится в профессиональной деятельности как менеджерам, как и инженерам. При этом, по ее словам, если раньше образование в области изменения климата было довольно специфичным и узконаправленным, то сейчас появляется все больше программ и проектов, расширяющих возможности получения знаний в этой сфере.

Реализация образовательных проектов стала действительно массовой. Европейский университет включил климатическую повестку в образовательные курсы еще в 2016 году, однако это не единственный пример подобного подхода. Московская школа управления «Сколково», в частности, входящий в ее состав Центр энергетики, готовит образовательные программы для слушателей программ MBA. Как рассказал старший аналитик Центра Юрий Мельников, «Сколково» участвует в Неделе глобального обмена, в рамках которой слушают курсы студенты из 13 ведущих бизнес-школ мира. Еще одним позитивным примером, показанным «Сколково», стала реализация летней Энергетической онлайн-школы, в рамках которой слушатели на практическом подходе изучают взаимосвязь энергетики и изменения климата.

При этом фундаментальным остается противоречие, что должно быть первоочередным компонентом при подготовке специалистов в области изменения климата – запрос со стороны работодателей или визионерский подход со стороны учебных заведений. Таким мнением поделился заместитель гендиректора Фонда инфраструктурных и образовательных программ Алексей Качай.

Однако несмотря на относительно недавнее появление темы изменения климата в российской практике, в этой сфере уже есть позитивные изменения. Еще три года назад Россия отставала в климатическом образовании, однако уже в 2019 году рост интереса к данной теме стал значительным, отмечает Максим Титов, исполнительный директор Исследовательского центра энергетической политики (ЭНЕРПО) Европейского университета в Санкт-Петербурге, сомодератор круглого стола.

Одним из проектов ЭНЕРПО, подтверждающих растущий спрос бизнеса на такие знания, стало изучение рекомендаций TCFD, а именно – взаимосвязи климатических рисков с финансовыми показателями компаний. При этом потребность в понимании ESG-факторов (environmental, social и governance, то есть экологических, социальных и управленческих) для компаний растет не только на уровне департаментов устойчивого развития, но и на уровне топ-менеджмента.

Важность погружения бизнеса в климатическую повестку отметил и генеральный директор Центра экологических инвестиций (ЦЭИ) Михаил Юлкин. По его словам, ни одна компания в настоящее время не может конкурировать на глобальном рынке без знания «языка изменения климата» и умения говорить на нем со всеми стейкхолдерами.

Эксперт отметил существенный дефицит кадров в этой области, поскольку при реализации бизнес-проектов углеродный след становится не менее важным, чем даже финансовые аспекты. В качестве решения подобной проблемы могут выступить специализированные курсы для различных направлений менеджмента, которые ЦЭИ реализует совместно с МГИМО.

Не только дефицит кадров, но и дефицит идей при реализации экологических проектов подчеркнул заместитель технического директора РУСАЛа Алексей Надточий. По его словам, для РУСАЛа снижение последствий изменения климата – не модный тренд, а системная деятельность с давней историей. В рамках реализации данной стратегии компания объявила грантовый конкурс, направленный на поиск перспективных экологических проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях РУСАЛа. При этом расчет идет не только на готовые решения в одной из шести предложенных прикладных задач, но и на поиск перспективных научных коллективов и учреждения для дальнейшего сотрудничества.

Именно сотрудничество в области устойчивого развития позволяет достичь синергетического эффекта при разностороннем подходе к проблемам изменения климата и адаптации к ним. Научный сотрудник исследовательского центра ЭНЕРПО Европейского университета в Санкт-Петербурге Ольга Теплова отметила ряд ситуаций, когда сотрудничество с вузами при оценке климатических рисков и внедрении стандартов TCFD для компаний имеет особую значимость. По ее мнению, роль университетов – не только обобщить ESG-исследования и инкорпорировать их в бизнес, но и способствовать лучшему пониманию ESG-факторов со стороны бизнеса. Такой подход и «взгляд со стороны» помогают находить триггерные точки для устойчивого развития бизнеса, заключила Ольга Теплова.

Корпорация может выступать при этом не только как заказчик или потребитель в экологических проектах, но сама выступать в роли образовательного центра, прививающего принципы устойчивого развития, считает управляющий по устойчивому развитию и волонтерским программам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ольга Лучина. Она отметила, что такая деятельность имеет сразу несколько целевых аудиторий – это как потребители продукции компании, так и собственные сотрудники, и бизнес-партнеры. Их вовлечение в экологические проекты и повышение осведомленности об экологических проблемах позволяет компании не только достигать собственных целей в области устойчивого развития, но и продвигать цели устойчивого развития в обществе. Инструментами для решения подобных задач в компании являются не только волонтерские экологические акции или вовлечение потребителей через маркетинговые акции, но и образование сотрудников. В качестве примера Ольга Лучина назвала онлайн-курс, посвященный целям устойчивого развития, который предназначен для сотрудников «Филип Моррис Интернэшнл». В наглядной форме email-рассылок специалисты знакомятся с принципами устойчивого развития и узнают, как благодаря даже небольшим делам или полезным привычкам можно способствовать изменению планеты в лучшую сторону.

В свою очередь, заместитель гендиректора Фонда инфраструктурных и образовательных программ Алексей Качай подчеркнул важность естественно-научного образования для школьников и необходимость заинтересовать их этой областью знаний с ранних лет. Он отметил, что техническое образования как база для дальнейшего развития компетенций может служить для формирования кадрового запаса специалистов в самых разных областях, в том числе в проектах фонда.

Формирование интереса у молодого поколения к тематике устойчивого развития лежит не только на плечах учебных заведений или отдельных компаний. Платформой для выстраивания диалога между бизнесом и учебными и научными организациями могут выступать фонды. Подобный пример привел заместитель исполнительного директора Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского Андрей Чешев. По его словам, стимулирование такого взаимодействия принимает самые разные формы от стипендиальных программ и экологического конкурса «Зеленая весна» до организации научно-практических семинаров для подготовки специалистов.

Названные программы получили широкий отклик у слушателей круглого стола, в котором приняли участие представители и других учебных заведений, включая Оксфордский университет, ВШЭ, МГИМО. Подобный обмен опытом в сфере климатического образования становится залогом успешного развития проектов, а повышенный интерес бизнес-сообщества вселяет надежду, что развитие прикладного подхода к образованию и формирование пула специалистов в области изменения климата и внедрения зеленых технологий в России только начинается.

Источник: ng.ru

Добавить комментарий