Нерентабельными могут признать 10% мировых запасов нефти | статьи на inet-moll

Запасы нефти возле Фолклендских островов, возможно, никогда не будут извлечены.  Фото Reuters

Добыча нефти в посткризисную эпоху на многих месторождениях останется нерентабельной. Залежи с запасами на миллиарды долларов уже никогда не будут осваиваться, пишет агентство Bloomberg. В России доля трудноизвлекаемой нефти превышает 65%, а стоимость ее добычи вдвое дороже добычи «легкой нефти».

Текущий кризис разрушает экономику и подрывает спрос, пишет Bloomberg. В результате сырье на миллиарды долларов, возможно, никогда не будет добыто из-под земли. В качестве примера СМИ приводит добычу в районе Фолклендских островов. Спустя 10 лет после открытия запасов на 1,7 млрд барр. нефти в окружающих водах здешние проекты будет добавлены к списку того, что компании называют «неработающими активами».

Проблема нерентабельности добычи обостряется глобальным переходом к более чистой энергии. Эксперты напоминают, что и до пандемии нефтяная отрасль испытывала напряжение из-за перехода потребителей на альтернативные источники энергии и превышения предложения над спросом. Теперь же, из-за пандемии, разведка новых запасов затормозится, ожидают в компании Rystad Energy. В результате около 10% мировых извлекаемых запасов нефти, или около 125 млрд барр., могут признать неизвлекаемыми.

Многие, кто вложился в такие сложные проекты, уже несут убытки. К примеру, месторождение «Морской лев» (Lion Sea), открытое 10 лет назад, до сих пор не принесло нефть на рынок. При этом компания-партнер проекта Premier Oil приостановила работу над проектом, а месяцем ранее и вовсе списала 200 млн долл. вложенных инвестиций. Французской Total ранее пришлось списать активов на 8 млрд долл. из-за вложений в трудноизвлекаемые запасы.

Под ударом кризиса окажутся в первую очередь глубоководные месторождения у берегов Бразилии, Анголы и в Мексиканском заливе, считает вице-президент Rystad Energy Парул Чопра. Неясны перспективы и канадских проектов по разработке нефтеносных песков, утверждает он.

К примеру, месторождение Sunrise в канадской Альберте с запасами битума на 3,7 млрд долл. Его разработка так сложна, что это тоже ставит под сомнение целесообразность работ.

Сложным проектам нужны более высокие цены на нефть, признают эксперты. К примеру, чтобы обеспечить безубыточность добычи с месторождения Sea Lion, цены на черное золото должны быть в диапазоне 40 долл. за баррель. Однако с учетом кредитования потребуется цена не менее 50 долл. за баррель. Напомним, нефть марки Brent в настоящее время торгуется на отметке в 45 долл., упав в этом году на треть.

В России свыше половины запасов черного золота – это именно трудноизвлекаемая нефть. В РФ доля трудноизвлекаемых запасов нефти с каждым годом увеличивается и уже превышает 65% от общего объема, рассказывали ранее в Минэнерго. Затраты на разработку «трудной» нефти обычно в 2,2 раза выше затрат при разработке традиционных объектов, указывали в министерстве. Как итог, себестоимость добычи сырья в России в перспективе станет в разы выше, чем у многих стран-конкурентов. Так, ранее саудовская нефтяная компания Saudi Aramco оценила себестоимость черного золота из разных стран. Для российской нефти саудовцы назвали себестоимость в 40 долл. за баррель. Для сравнения: в самой Саудовской Аравии стоимость добычи составляет 17 долл.

Глава Минэнерго Александр Новак допускает, что отдельные нефтяные скважины в России вообще не будут восстановлены после снятия ограничений по добыче нефти в рамках сделки ОПЕК+. «Не думаю, что есть основания, что у нас в будущем могут быть какие-то проблемы (с восстановлением добычи. – «НГ»), но не исключаю, что какие-то скважины в будущем не будут восстанавливаться, а будут инвестироваться средства в новые скважины», – говорил он в интервью Bloomberg TV.

Сделка ОПЕК+ и снизившийся в мире спрос на углеводороды уже привел к недостачам в российском бюджете, приходили к выводу эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Согласно их расчетам, во втором квартале нефтегазовые доходы федерального бюджета из-за падения мировых цен на энергоносители и начавшегося сокращения добычи упали почти на 60%.

Для производителей нефти на мировом рынке складывается непростая ситуация, признает профессор РАНХиГС Ольга Маликова. «Пандемия коронавируса заметно ухудшила ситуацию на мировых рынках сырьевых ресурсов, и прежде всего на рынке нефти. Вследствие эпидемии усилилась и закрепилась тенденция снижения спроса на нефть со стороны наиболее технологически развитых государств. Европейские государства стремятся в ближайшие десятилетия за счет модернизации энергетической сферы резко сократить выбросы углерода, создать низкоуглеродную энергетику. В складывающейся ситуации невысоких цен на нефть наиболее сложные проекты, связанные с добычей трудноизвлекаемой нефти, оказываются за чертой окупаемости», – указывает она.

Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура осложняет реализацию и части российских проектов, продолжает она. «И это не только проекты на шельфе, но и проекты по добыче тяжелой нефти. К примеру, не самая благоприятная ситуация складывается для старых месторождений в Урало-Поволжье», – замечает эксперт.

Доля трудноизвлекаемой нефти в мире растет, а в условиях снижающегося спроса ей сложнее конкурировать с легкими в добыче сортами, признают эксперты «НГ». «В нашей стране на ее долю приходится, по различным оценкам, уже порядка 65–70%. Трудноизвлекаемые запасы априори менее рентабельны из-за необходимости использования дорогостоящей техники. При условии что себестоимость нефти, добытой в той же Арктике, может превышать 50 долл., на рынке она конкурирует с куда более качественной легкой ближневосточной нефтью. Она не может продаваться по цене выше рынка, а продажа ее по цене ниже себестоимости по факту делает разработку новых трудноизвлекаемых запасов просто нерентабельной», – говорит главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, напоминая, что рынок существует в условиях переизбытка предложения. «Нужно принять тот факт, что эпоха нефти по 100 долл. и выше ушла, и при текущих темпах роста мировой экономики, а также в условиях активного вытеснения нефтепродуктов с рынка со стороны ВИЭ больше, чем в тучных нулевых и первой половине 2010-х, потребление нефти и нефтепродуктов не прыгнет. Это значит, что рентабельность разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в ближайшее время во всем мире стоит под вопросом», – резюмирует аналитик.

Прежде всего под угрозу попадают запасы, для разработки которых требуется создание капиталоемкой инфраструктуры, такие как, например, запасы арктического шельфа, признает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Заниматься их освоением имеет смысл лишь с очень дальним прицелом, не надеясь на скорую окупаемость проектов», – подчеркивает он. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий