Нефть останется основой мировой энергетики еще десятилетия | статьи на inet-moll

Фото Pixabay.com

Тема будущего мировой энергетики в последнее время активно поднимается руководителями крупнейших нефтегазовых компаний мира. Глава «Роснефти» Игорь Сечин в недавнем докладе на Евразийском экономическом форуме в Вероне отметил, что возобновляемая энергетика не сможет в ближайшее время удовлетворить спрос на энергоносители — и по технологическим, и по экономическим причинам.

Главный исполнительный директор ExxonMobil Даррен Вудс разделяет это мнение. «По мере того, как мы внимательно изучаем факты и различные экспертные оценки, мы приходим к выводу, что потребности общества будут способствовать более активному использованию энергии в ближайшие годы — и постоянной потребности в продуктах, которые мы производим», — отметил Даррен Вудс . Глава ExxonMobil уверен, что нефть останется одной из основ мировой экономики: в 2040 году спрос достигнет 111 млн баррелей в день по сравнению с примерно 100 млн баррелей в 2019 году. И даже если мир успешно будет следовать политике целей Парижского климатического соглашения, под которыми подразумевается значительное падение мирового спроса на нефть, еще потребуются огромные дополнительные инвестиции в нефтегазовые проекты — 13 трлн долл к 2040 году в соответствии с прогнозом Международного энергетического агентства (МЭА) в сценарии устойчивого развития в соответствии с Парижскими соглашениями.

Недостатка прогнозов будущего мировой энергетики в последнее время нет, и часто они фокусируются на так называемых низкоуглеродных сценариях, где на ключевые позиции выходят возобновляемые источники энергии, а потребление ископаемых энергоресурсов, в том числе нефти, сокращается. Вопрос в том, насколько такие сценарии реалистичны. Согласно последним исследованиям МЭА и ОПЕК, темпы роста роли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) недостаточно быстры для того, чтобы ВИЭ стали доминирующими источниками энергии в мире к 2040 году, — доля ископаемых видов топлива в структуре первичных источников энергии остается преобладающей.

Согласно данным МЭА, мировой спрос на первичные энергоресурсы в 2019-2040 годах будет расти среднегодовыми темпами 0,8%. Агентство прогнозирует восстановление цены нефти Brent до 71 долл. за баррель к 2025 году, 76 долл. — к 2030 году и 85 долл. — к 2040 году и рост потребления нефти в прогнозном периоде среднегодовыми темпами 0,3%. А базовый сценарий ОПЕК предусматривает, что среднегодовые темпы роста мирового спроса на первичные энергоресурсы в период до 2040 года составят около 0,9%, потребления нефти — 0,4% в год, а ее доля в структуре энергопотребления составит 28%.

Есть и другие прогнозы, свидетельствующие о росте потребления углеводородов. В базовом сценарии японского агентства IEEJ потребление первичных энергоресурсов в 2040 году будет расти со среднегодовыми темпами 0,8%. Спрос на нефть увеличится на 20%, а доля нефти в структуре энергопотребления составит 30%. В обновленном прогнозе IHS (базовый сценарий «Rivalry») предполагаются более высокие темпы снижения энергоемкости мировой экономики в период до 2040 года, соответственно потребление первичных энергоресурсов растет более низкими среднегодовыми темпами — 0,7%. При этом прогнозируется неуклонный рост потребления нефти по 0,4% в год, а доля нефти в структуре энергопотребления первичных энергоресурсов составит в 2040 году около 30%.

Спрос на энергоносители после спада этой весной будет восстанавливаться по трем основным базовым причинам, уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Во-первых, 800 млрд человек — больше 10% человечества — не имеют доступа к электричеству, и увеличение их спроса на энергию означает увеличение спроса на углеводороды, потому что зеленая энергия по-прежнему дорогая и будет оставаться такой всегда. «Второе. Происходит очень серьезное выбытие старых месторождений. Старые месторождения исчерпываются, и взамен им будут осваиваться новые. А это спрос на инвестиции, на работу нефтяных и газовых компаний», — продолжает эксперт. И в-третьих, по его словам, экономика будет восстанавливаться — не так быстро, как в Китае, но даже если допустить локдауны, они будут менее масштабны, чем были.

«Хайп вокруг зеленой энергетики — это всего лишь способ западных стран переложить свои проблемы на плечи развивающихся стран», — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков. Эксперт ссылается на прогнозы ОПЕК и МЭА о росте потребления углеводородов на 0,8% в год — к 2040 году он должен составить около 20% прироста. «Речь идет о колоссальном объеме денег, — отметил Леонид Крутаков. — По большому счету, битва идет не вокруг сторонников и не сторонников Греты Тунберг со «злодеями». Идет битва лоббистов вокруг огромного объема денег, который вклинится как в углеродную энергетику, так и в зеленую, восстанавливаемую».

«И «Роснефть», и ExxonMobil занимаются научным анализом данных в этом направлении, — отметил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Я бы сюда добавил еще BP, которые делают ежегодные доклады на эту тему. И все три источника сходятся в одном: это сумасшествие по низкоуглеродным сценариям развивается с определенной целью. И BP, и «Роснефть», и ExxonMobil считают, что в базовом сценарии мы должны предусматривать все-таки системно те способы производства энергии, которые являются реалистичными».

Зеленая энергетика, по словам эксперта, требует очень больших инвестиций, не скоро окупится, а компании, которые ею занимаются, получают огромные субсидии — в отличие от традиционных, который платят этот налог: «Важно, что нефтяные компании сейчас во главу угла ставят изменение технологий добычи и производства. Это становится более экологичным. Отказываться от этого глупо, потому что это база, это смысл движения, развития отрасли. Все-таки нефтянка — это базис нашей жизни». В конце концов, пока еще не придуман способ утилизации литиевой батареи электромобилей, добавил он.

«Традиционные технологии будут становиться все более и более зелеными. Но именно традиционные технологии, — подчеркивает Михаил Делягин. — Потому что сохраняется принципиальное разграничение, что возобновляемые источники энергии — это за некоторыми исключениями для богатых, а традиционные — это для бедных. В результате экономического кризиса мир становится более бедным. И я видел своими глазами на юге Европы в разных странах остановившиеся ветряки, которые были остановлены просто потому, что у правительств больше не было денег их дотировать. Через некоторое время технологии усовершенствуются, и на каком-то новом уровне их запустят, но это будет через какое-то время. А к тому времени усовершенствуются технологии и сжигания традиционного топлива».

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий