Жилищный долг государства перед сиротами превысил 260 миллиардов рублей | статьи на inet-moll

Выпускники детских домов не могут смириться с несправедливостью российского государства. Фото с сайта www.vl.ru

Растущая очередь бесквартирных сирот в России – это один из самых позорных примеров неэффективности государственного управления в стране. Каждому совершеннолетнему выпускнику детского дома по закону российское государство обязано предоставить жилье. Однако федеральные и региональные власти фактически отказываются от исполнения этих обязательств, перепихивая ответственность с регионального уровня на федеральный и обратно. Теперь федеральное правительство решило перенести ответственность с органов опеки на строительные структуры. Однако размер государственного долга перед сиротами сделал его практически неисполнимым.

«На сегодняшний день в очереди на получение жилья стоит 193 тыс. человек, которые уже имеют право на это жилье и пока его получить не могут. В год предоставляется от 25 до 28 тыс. квартир, но очередь прирастает быстрее. Причем растет она почти во всех регионах. Если в прошлом году рост был отмечен в 72 регионах, то в этом году – уже почти в 100%», – сообщил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Одна из главных причин такой ситуации – недостаток финансирования. Ежегодно на решение проблемы регионы тратят свыше 30 млрд руб. Однако этого недостаточно даже для того, чтобы остановить рост очереди.

«Чтобы очередь хотя бы просто не росла, нужно ежегодно почти вдвое больше средств на это направлять. Если же мы хотим полностью погасить задолженность в ближайшие годы, то понадобится свыше 264 млрд руб. Конечно, государство добавляет деньги. Так, в этом году федеральный бюджет добавил до 10 млрд. Но даже эти средства не полностью расходуются каждый год.

Аудиторы Счетной палаты (СП) рассказывают о неисполнении обязательств перед сиротами уже много лет подряд. Так, пять лет назад Татьяна Голикова во времена своего руководства СП публично заявляла о назревающей проблеме.

«Мы видим, что темпы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не соответствуют темпам роста численности нуждающихся в обеспечении жильем. В результате задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не снижается», – докладывал еще в 2016 году на коллегии аудитор СП Владимир Катренко.

И вот через пять лет после наблюдения за проблемой Кудрин призывает: правительству РФ нужно «перезагрузить работу», поскольку оно «крупномасштабно не исполняет свое социальное обязательство».

Перезагрузка, судя по всему, будет поручена Минстрою. «С органов опеки и попечительства будут сняты полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и переданы в профильные структуры, которые занимаются строительством», – сообщила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании президентского Совета по защите семьи и детей. Это решение она назвала «фактически состоявшимся».

Президентский уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова уточнила, что полномочия переходят в Минстрой. «О необходимости такого решения мы говорили еще на встрече с президентом более двух лет назад», – написала Кузнецова в Instagram.

«Пристальное внимание российского правительства, Счетной палаты и Генпрокуратуры к вопросам жилищного обеспечения детей-сирот можно назвать позитивным трендом», – считает Максим Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова. «Выйдя из детдома, ребята вынуждены обращаться в суд, чтобы отстаивать право на жилье. Но даже после положительного решения суда сироты могут годами ждать квартиру, что отчасти связано с неэффективной системой бюджетного планирования. Зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот, как следствие в бюджете данные средства не планируются в полном объеме. Также не соблюдается порядок финансирования расходов на покупку жилья сиротам за счет бюджетных средств, допускается неэффективное и незаконное расходование, установлены факты предоставления жилья, не соответствующего нормативным требованиям», – говорит Соколов.

«Сироты не получают положенные им квартиры прежде всего из-за недофинансирования бюджета на эти цели. Основные расходы должны нести территориальные бюджеты. При этом доля софинансирования федерального бюджета составляет не более 21%. Но бюджеты регионов, как правило, дефицитны. Текущая потребность в финансировании в 6,7 раза больше, чем объем выделяемых средств. Таким образом, проблема не только не приближается к разрешению, но и обостряется из года в год», – говорит Марк Гойхман, главный аналитик компании «ТелеТрейд».

«Государство очевидно, не станет оформлять фактический отказ в предоставлении жилья сиротам. Это было бы и нарушением закона, и огромным негативом в отношении власти. Государство пытается предпринимать шаги по решению проблемы. Но, вероятнее всего, проблемы так и будут накапливаться», – прогнозирует эксперт.

Есть сомнения и в эффективности схемы передачи ответственности в Минстрой. «Лоббисты строительного комплекса не очень заинтересованы в привлечении бюджетных средств для строительства объектов для сирот. Такое социальное жилье дешевле коммерческого и менее выгодно застройщикам. Этим во многом объясняется и его нехватка», – указывает Гойхман. Одним из решений, по его словам, могло бы стать выделение жилья для сирот на Дальнем Востоке и в Сибири, где есть свободное соцжилье и потребность в работниках. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий