Галерея JART открыла год «Невинными шалостями» | статьи на inet-moll

В «Технорококо» весь мир – в маске. Фото автора

«Невинные шалости. #ТЕХНОРОКОКО. Праздник – стиль – манифест» – проект куратора Сергея Хачатурова и художника Владимира Карташова, открывшийся в галерее JART, что квартирует в элитной новостройке на 3-й улице Ямского Поля. Редкий случай – вход в галерею платный: цены начинаются от 300 руб. Это плата за вход в мир, который, согласно манифесту нового стиля – технорококо, – «потерял плотность».

Молодой художник Владимир Карташов – участник многих проектов Сергея Хачатурова, в частности коллективной выставки «Птичий концерт» в Царицыне. Хронологически о ней бы надо писать прежде «Невинных шалостей», да музеи сейчас закрыты. В «Технорококо» у Карташова сольный выход. Прежде куратор и художник выступали в том числе с позиций кибербарокко, сейчас придумали технорококо, присовокупив к нему манифест, написанный наподобие манифестов авангарда.

Это технорококо, отталкиваясь от исторического стиля с «цивилизацией легкомысленной технократии», «узоров воображения», где «рокайльные орнаменты те же матрицы аффектов и состояний», смыкается тут с современностью, где властвуют «завитки сетевых узоров» и «вынутая сердцевина смыслов». «Галантный век» и «психоделика пиксельного мира» «компенсируют тему рассеяния идентичности», «сопротивляются эпидемиям, инкорпорируя их образ в карнавальные маски и костюмы». «Мы организуем праздник. Мы придумали новый стиль, ТЕХНОРОКОКО» – этими словами открывается нынешний манифест. И здесь можно вспомнить другой — например, выпущенный в 1913-м Ильей Зданевичем и Михаилом Ларионовым манифест «Почему мы раскрашиваемся»: «Мы связали искусство с жизнью <…> Мы не стремимся к одной эстетике. Искусство не только монарх, но и газетчик и декоратор <…> Синтез декоративности и иллюстрации — основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем — поэтому мы раскрашиваемся <…> Мы же свергаем золото и каменья с пьедестала и объявляем бесценными. Берегитесь, собирающие их и хранители — вскоре будете нищими».

«Невинные шалости» – мир, где «Маскарадная лавка» перетекает в «Парковый павильон», «Лабиринт» и «Грот» (названия разделов). Здесь есть маски настоящие (перформанс-фьяба, в котором актеры театра «Товарищ» в масках комедии дель арте рассредотачиваются по выставке) и эмоциональные (принятые в обществе роли, олицетворенные сейчас старинными фарфоровыми фигурками, и становящиеся их гротескными тенями человечки, вылепленные Владимиром Карташовым). Есть холсты Карташова, у чьих героев, вне зависимости от степени их галантности или, напротив, современности, редко видны лица: их закрывают VR-очки, экран смартфона, или же лицо обращается в каменную маску, наблюдая за падающим в воду телефоном. Есть бесконечные виньетки сегодняшней дигитализированной жизни – гримасничающие эмодзи на стенах лабиринта. И есть сделанные художником специально к проекту маски. Все эти маски сделались гостями вечного карнавала, на котором эмоции и чувства заменены знаками состояний – оболочками в отсутствие той самой сердцевины, смайликами виртуальной реальности взамен живого разговора.

И знаете, эти картинки, в которых виньетки фона – лабиринта – живут равноправно с живописными панно Карташова, – могут даже раздражать. Вы их словно никак не можете запомнить, «схватить». Вычленить из потока. Это про пир во время чумы: ни то, ни другое не остановить. Ощущение, сейчас лишь усилившееся, но живущее константой в нашей современности давно.

Есть кураторы с книжным мышлением. Сергей Хачатуров из их числа. Именно через его тексты мысль (они изданы в виде газеты-каталога) здесь по-настоящему проявляется замесом рококо и современной digital-эстетики, романа Дидро «Нескромные сокровища» и овеществленных эмодзи, смелостью искать параллели культур (и разницу между ними), чтобы обнаружить, обнажить за этим праздником масок ощущение пессимистичное и страшное. Куратор запускает нас в этот лабиринт, напоминая, что мы заворачиваемся в виньетки, пытаясь спастись от пустоты. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий