Для чего нужен Сенат в России | статьи на inet-moll

Фото агентства городских новостей «Москва»

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки к закону о формировании Совета Федерации – в соответствии с принятыми этим летом изменениями в Конституцию РФ. Теперь у главы государства появится право назначать 30 сенаторов, причем семерых – пожизненно. Право пожизненно заседать в Совфеде при желании сможет получить и экс-президент РФ, например сам Путин, если не захочет вновь идти на выборы в 2024 году.

Поправки к Конституции расширили полномочия Совета Федерации. Однако появление в Сенате бывшего главы государства увеличило бы политический вес этого института автоматически, это не нужно было бы даже подробно прописывать в законе. Обновленная Конституция образца 2020 года оставляет Владимиру Путину богатый выбор: он по большому счету может стать в России кем угодно, сохранив при этом институциональное влияние.

Недавно, выступая перед участниками форума «Валдай», президент РФ говорил о неизбежной демократизации страны, которая должна при этом идти своим чередом, без подсказок извне. На демократизацию, расширение роли институтов, допуск граждан к принятию важнейших решений, как заявлялось, были направлены и поправки к Конституции. Однако в случае с Сенатом скорее произошла консервация его нынешнего формата, точнее – логики его формирования. Это по-прежнему – и даже в еще большей степени – институт, не подчиняющийся нормам прямой демократии.

В России вторая – верхняя – палата парламента, как кажется, могла бы помочь сбалансировать интересы регионов и Центра, сделать федерализацию разумной, достаточной и в то же время работающей. Сложно говорить о федеративности, если в стране происходит полная политическая, финансовая, управленческая централизация, какими бы благими ни были намерения ее инициаторов. Однако закон о Совфеде в новом виде не поддерживает федеративный вектор. Президентская квота, отмена ценза оседлости или его упрощение для ряда силовиков и чиновников высшего ранга – все это не прикрепляет сенатора к регионам. Они все больше зависят от Кремля, решающей для них остается лояльность Центру.

Ситуация в регионах меняется быстро, резко, пандемия коронавируса подчеркнула это с особенной силой. Следующей после COVID-19 проблемой регионов может стать безработица и падение доходов. Весьма вероятно, что эта волна накроет субъекты Федерации совсем скоро, уже в следующем году. И актуальный интерес федеральной власти сейчас в том, чтобы как можно лучше слышать жителей регионов, как можно точнее понимать их запрос и как можно быстрее на него реагировать.

Сейчас, когда избранной власти приходится постоянно подтверждать свою легитимность, даже «допоправочная» логика формирования Совфеда – один сенатор от губернатора, один от Заксобрания – выглядит ущербной. Де-факто нет механизма, который привязывал бы назначенного по такой схеме сенатора к региону, заставлял его решать местные проблемы, разбираться в них. Чиновник просто получает синекуру или делает карьеру, полностью подчинив себя воле центрального начальства.

Альтернативный механизм – прямая демократия, заставляющая сенатора отвечать перед конкретными избирателями, постоянно подтверждая свою компетентность и полезность. Но президентские поправки подчинены прямо противоположной логике. Власть могла воспользоваться конституционной реформой, чтобы получить работающие инструменты управления сложным федеративным механизмом. Осведомленные в региональных вопросах сенаторы как раз могли бы стать таким инструментом, однако новый закон не создает условий для зарождения этого класса.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий