«Звезда крикета» очищает Пакистан суровыми методами | статьи на inet-moll

Имран Хан хочет то ли диктатуры, то ли
спасти страну от коррупции. Фото со страницы
правительства Пакистана в Twitter

Асиф Али Зардари, бывший президентом Пакистана с 2008 по 2013 год, обратился 29 сентября в Верховный суд страны с требованием отменить обвинения, выдвинутые против него в понедельник. Ему инкриминируется отмывание преступно нажитых средств. В понедельник же был арестован один из лидеров оппозиции Шахбаз Шариф. Мнения пакистанского общества разделились. Одни говорят, что в крупнейшей мусульманской стране мира наконец-то началось очищение власти, другие утверждают, что премьер-министр Имран Хан хладнокровно идет к установлению диктатуры.

Экс-президента преследуют давно. Еще в декабре 2018 года имя Асифа Али Зардари было внесено в черный список лиц, которым запрещено покидать пределы Пакистана. Бывшему главе государства, мужу первой женщины – президента мусульманской страны Беназир Бхутто, погибшей в результате теракта в 2007 году, не посчастливилось стать фигурантом пяти уголовных дел. В их основе – взятки, которые он якобы получал от швейцарских фирм за выгодные строительные контракты. За отмывание преступных средств арестован и Шахбаз Шариф. Верховный суд Лахора посчитал, что он более не может находиться под залогом и должен отправиться за решетку.

Соратники двух политиков немедленно заявили, что все это происки Имран Хана. Ранее известный любителям спорта, звезда пакистанского крикета, он пришел к власти летом 2018 года, когда его партия «Терик-и-инсаф» («Движение за справедливость») смогла выиграть выборы. Победу Имран Хан одержал в том числе под антикоррупционными лозунгами. В борьбе с высокопоставленными взяточниками он не особенно преуспел и даже, как многим казалось, начал забывать о своем обещании «очистить пакистанскую политику». Но в сентябре правоохранительные органы резко активизировались. Противники Имран Хана утверждают, что это не случайно.

Дело в том, что в сентябре оппозиция Пакистана объявила ему войну. Компания по отстранению Имран Хана от власти была объявлена на конференции 20 сентября, на которой был создан альянс из 14 партий. Его основу составили две политические силы: Пакистанская народная партия и Пакистанская мусульманская лига (Н). За той и другой стоят влиятельные политические кланы. За «народниками» – клан Зардари-Бхутто, за «мусульманами» – клан Шарифов. Теперь лидеры этих двух политических сил, находящиеся в Пакистане, могут сесть за решетку надолго. Зардари и Шахбазу Шарифу грозят крупные тюремные сроки.

Единственный лидер противников Имран Хана, который остается вне досягаемости пакистанских силовиков, – экс-премьер Наваз Шариф, брат Шахбаза Шарифа. Он находится в Лондоне. Туда ветеран пакистанской политики перебрался еще в 2018 году. Еще до победы Имран Хана Наваз Шариф стал обвиняемым по делу о коррупции, затем был приговорен к тюремному сроку. Но после по неясным причинам его освободили под залог, позволив уехать на лечение в Великобританию. Оттуда он на родину не вернулся.

Известие об аресте своего брата и об обвинениях в адрес экс-президента Наваз Шариф прокомментировал гневным текстом в Twitter, обращенным к Имран Хану. «Не заблуждайтесь, у вас не получится заставить нас замолчать тактикой запугивания», – написал он. Оппозиция обвиняет действующего премьера в том, что тот подавляет демократию и, опираясь на силовиков, ведет страну к режиму единоличной власти. А Пакистан за свою историю пережил несколько диктатур. Последний из ныне живущих диктаторов страны Первез Мушарраф, который совершил военный переворот в 1999 году и правил страной около восьми лет, сейчас в изгнании, в ОАЭ. На родине он заочно приговорен к смертной казни за измену родине.

Доцент Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Борис Волхонский полагает, что кампанию, которую проводят действующие власти Пакистана, можно назвать как борьбой с коррупцией, так и борьбой с политическими оппонентами. «Пакистанская народная партия и Пакистанская мусульманская лига (Н) – противники правительства Имран Хана. Но когда они сами находились у власти, в стране действительно процветала коррупция, и всем это было известно», – сказал он в комментарии «НГ». По мнению Волхонского, в связи с «делом экс-президента» интересно, как прореагируют в Синде. Это одна из четырех провинций Пакистана. Большинство населения в ней – синдхи, один из крупнейших этносов страны. «В Синде сильны позиции Пакистанской народной партии, а вернее, клана Зардари-Бхутто. Там арест и осуждение экс-президента могут вызвать серьезное недовольство», – считает Волхонский.

Между тем базирующийся в ОАЭ журнал «Халидж» опубликовал в воскресенье данные опроса. Согласно ему подавляющее большинство пакистанцев считают Имран Хана лучшим премьером за последние 15 лет. Он существенно обгоняет по популярности Наваза Шарифа. Правда, в условиях пандемии рейтинг Имран Хана может снизиться. И, возможно, это произойдет скоро: вторая волна коронавируса постепенно накрывает и Пакистан тоже. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий