Украинский майдан могут признать массовыми беспорядками | статьи на inet-moll

Лидеру майдана Татьяне Черновол грозит до 10 лет тюрьмы. Фото с сайта www.nfront.org.ua

В Украине начинается суд по первому делу, связанному с обвинениями участников майдана 2013–2014 годов. На этой неделе Госбюро расследований выдвинуло обвинение в убийстве человека одной из активисток, народному депутату прошлого созыва Татьяне Чорновол. В патриотической среде это было воспринято как вызов, брошенный командой Владимира Зеленского участникам майдана.

«Дело Чорновол» началось в апреле с.г., когда ей предъявили подозрение в убийстве. Речь идет о поджоге офиса Партии регионов Виктора Януковича 18 февраля 2014-го. Тогда партия власти в Раде отказалась от обещания внести поправки в Конституцию, чтобы ограничить полномочия президента. А силовики, охранявшие здание парламента, стали жестоко разгонять собравшихся на площади.

В этот момент случился поджог располагавшегося в правительственном квартале офиса Партии регионов. По данным следствия, Татьяна Чорновол подняла ролеты на окне, а некое «неустановленное лицо мужского пола» бросило внутрь здания емкость с зажигательной смесью. В дыму пожара задохнулся сотрудник офиса, 57-летний Владимир Захаров. В его убийстве сейчас и обвиняют Чорновол. Ей грозит наказание в виде тюремного срока от 7–10 лет до пожизненного.

Официальное вручение обвинения означает, что следствие завершено и дело передается в суд. Поскольку Татьяна Чорновол известна и узнаваема в Украине, ее визит в Госбюро расследований (ГБР) превратился в митинг, участие в котором приняли многие бывшие участники майдана, а также лидеры партий Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Экс-секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов, временно возглавлявший Украину после бегства Виктора Януковича, заявил на митинге, что «в ГБР совершается преступление». Так он расценил предъявление подозрения одной из активисток майдана. «Я очень хорошо помню тот день (18 февраля 2014 года), когда и в Мариинском парке, и на улице Институтской убивали участников акций протеста… Вечером начался штурм майдана – в тот день мы потеряли 35 активистов, которых зверски убили, тысячи людей получили ранения. И именно за эти события в этот день обвиняют не беркутовцев, которых отпустили из зала суда и дали возможность выехать в Россию. А обвиняют Татьяну Чорновол!» – заявил Турчинов.

Сама Татьяна Чорновол убеждена, что ее преследуют не за убийство, а именно за участие в майдане. Она сказала на митинге: «Нынешняя власть во главе с президентом Зеленским никаким образом не причастна к героической странице истории Украины, странице, ставшей переломным моментом – прочь от России, в сторону ЕС и НАТО. Они к этому не имеют отношения. И поэтому стремятся дискредитировать майдан, объявить его вне закона, переписать историю… Я – тому яркий пример».

Тему продолжил Петр Порошенко, который, как ранее сообщалось, фигурирует в полутора десятках расследований. Он ранее заявлял о политических преследованиях. Сейчас прямо заявил о реванше, обвинив команду Зеленского в том, что та пытается запугать общественных активистов и оправдать соратников Януковича. «Следователи, которые это подписали (документы по «делу Чорновол». – «НГ»), вы будете за это отвечать. Это я вам обещаю. Вы будете отвечать не только в Украине – перед всем миром. Вы этим подписали приговор себе, своей системе», – заявил Порошенко.

Развитие громкого «дела Чорновол» совпало с акциями протеста, которые на этой неделе проводят в центре Киева малые и средние предприниматели. Они недовольны отношением власти к этому сегменту бизнеса, в частности выступают против запрета на работу в январе, когда в Украине планируют ужесточить карантин. Во вторник вечером предприниматели попытались установить палатки на майдане Независимости, правоохранительные органы не позволили этого сделать, завязались потасовки. Телевизионная картинка происходящего многим напомнила начало майдана. И подогрела настроения в среде тех, кто считает, что Зеленский потакает реваншу команды Януковича.

Инвестбанкир Сергей Фурса, которого цитируют украинские СМИ, отметил, что между акциями 2013–2014 годов и нынешним протестом нельзя ставить знак равенства: «На майдан люди выходили за справедливость и за ценности. А не за двухнедельный заработок». Тем не менее экономические проблемы влияют на общественные настроения. В среду, когда на майдане оставалась только пара сотен предпринимателей, у здания Верховной рады началась акция протеста медиков. Они требуют повышения зарплат и выражают недовольство распределением расходов в госбюджете на 2021 год, за который Верховная рада проголосовала накануне.

Неспокойная ситуация провоцирует новые протесты. «Дело Чорновол» – только один из поводов для мобилизации бывших участников майдана, среди которых многие участвовали в антитеррористической операции в Донбассе. Но таких дел может стать больше, сообщило издание «Цензор.нет» со ссылкой на агента Национального антикоррупционного бюро Евгения Шевченко. По его данным, замглавы офиса президента Олег Татаров, который во времена президентства Януковича работал в системе МВД, причастен к началу расследований относительно участников майдана. Следствие изучает события 18–20 февраля 2014 года, когда в центре Киева были убиты более сотни людей. И, как заявил Шевченко, готовится «предъявление подозрения многим другим участникам революции достоинства».

Вопрос в том, как на это отреагируют рядовые украинцы. Инициатива собраться у здания офиса президента с требованием отправить в отставку Олега Татарова на прошлой неделе была поддержана только примерно сотней людей. Один из организаторов, бывший видный активист майдана Алексей Гриценко написал в соцсети, что украинцы проявляют равнодушие к происходящему. Он посетовал, что люди не протестовали против назначения Татарова и не пришли требовать его увольнения, когда появились подозрения в коррупции.

Политолог Александр Радчук в колонке для «Слово и дело» отметил, что с 2019 года гражданская активность украинцев снижается: «Причин много. Во-первых, усталость от безрезультативности протестов, которые не улучшили качества жизни украинцев, ничего не изменили в общественной и политической модели государства. Во-вторых, сложная эпидемиологическая ситуация и карантинные ограничения, которые поставили многих украинцев в состояние выживания. Кроме того, в 2019 году произошла полная смена политических элит, а потому украинцы не спешили протестовать, давая новой власти шанс…»

И хотя команда Зеленского не оправдала ожиданий, о майдане речь не идет. Радчук отметил особенность нынешней ситуации: «На фоне снижения активности граждан растет социальная напряженность: в прошлом году она составляла 6,8 балла из 10 возможных, в этом году достигла 7,27 балла. Причины такого уровня недовольства сугубо материальные. Однако почти 50% украинцев готовы к участию в акциях социального протеста, что свидетельствует о высоком конфликтном потенциале, который может перерасти в социальный конфликт в случае, если будут затронуты существенные интересы украинского общества».

По мнению экспертов, громкие протесты малого бизнеса против временного запрета на работу в период карантина не могут стать катализатором такого взрыва. А вот «дело Чорновол», в котором события 2013–2014 годов названы массовыми беспорядками (так, как их именовала команда Виктора Януковича), может возмутить и вывести на улицы многих. 

Киев

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий