Украина предлагает закончить войну в Донбассе до нового года | статьи на inet-moll

Леонид Кравчук заявил, что Минские соглашения еще будут редактироваться. Фото с сайта www.radiosvoboda.org

С 10 ноября в Донбассе возобновляют работу все пункты пропуска через линию разграничения, которые ранее закрывались из-за карантинных мер. Решение, которое порадует местных жителей, вступило в силу накануне видеоконференции Минской группы. Стороны представили проекты своих планов по урегулированию и готовятся к их обсуждению.

Проект «дорожной карты», разработанной ДНР/ЛНР, был предложен еще несколько недель назад. Украинская сторона подготовила свой проект под названием «План совместных шагов», который 5 ноября был передан спецпредставителю главы ОБСЕ в Украине Хайди Грау. По словам руководителя украинской делегации на Минских переговорах Леонида Кравчука, Грау ознакомит с украинским планом российскую делегацию и представителей ДНР/ЛНР. После чего ОБСЕ попытается объединить два проекта, создав «единый документ с учетом позиций всех сторон». Кравчук подчеркнул, что план урегулирования, который возможно будет реализовать, должен быть «не украинским, не российским и не авторства отдельных районов Донецкой и Луганской областей». «Это будет документ трехсторонней контактной группы», – отметил Кравчук. И только после этого проект «дорожной карты» или «плана совместных шагов» можно будет выносить на обсуждение Минской группы.

Отметим, что Киев собирается ознакомить со своими идеями также представителей «нормандской четверки». Руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак отметил, что на 13 ноября запланирована видеоконференция советников президентов Украины, РФ, Франции и канцлера Германии.

Вопрос в том, что украинский план предполагает начало активных действий по урегулированию уже сейчас, чтобы до конца 2020 года полностью прекратить войну, а 31 марта уже провести выборы местных органов власти в тех районах, которые в данный момент контролируются ДНР/ЛНР.

В начале 2021 года, согласно украинскому проекту плана, нужно вывести с территории Донецкой и Луганской областей «иностранные вооруженные формирования», провести разоружение тех формирований, которые украинская сторона считает незаконными. Затем – передать Украине контроль над границей с РФ.

Однако в Минских соглашениях передача украинской стороне контроля над границей с РФ значится последним пунктом. ДНР/ЛНР и российская сторона до сих пор настаивали на выполнении Минских соглашений в том порядке, в котором они записаны. В Киеве и в период президентства Петра Порошенко, и при Зеленском чиновники заявляют, что местные выборы в Донбассе не могут быть проведены без предварительной передачи Украине контроля над границей. Разница принципиальна: если пункты Минских соглашений будут выполняться в том порядке, в котором записаны, то местные выборы в регионе будут проводить ДНР/ЛНР. Если же пункты будут разделены на два блока (вначале – все, что связано с обеспечением безопасности, затем – решение политических вопросов), то к моменту местных выборов ДНР/ЛНР должны прекратить существование, а Киев восстановит контроль над регионом в довоенных границах.

При этом Киев готов учесть наработки, появившиеся уже после подписания Минских соглашений. Например, предполагается обсудить реализацию «формулы Штайнмайера», которая предусматривает предоставление особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей в привязке к проведению местных выборов. До выборов такой статус может действовать временно, а в случае, если ОБСЕ признает выборы в регионе состоявшимися и соответствующими международным стандартам, – на постоянной основе.

В Киеве подчеркивают, что особый статус территории, подконтрольной сейчас ДНР/ЛНР, не будет внесен в Конституцию Украины, хотя именно на этом настаивает российская сторона. И сам особый статус может быть реализован в виде расширенных полномочий местной власти (в рамках отдельного закона, который еще предстоит принять), а также свободной экономической зоны (СЭЗ). «Без СЭЗ восстановить там экономику будет невозможно. И эта свободная экономическая зона, согласно нашему видению, должна действовать где-то ориентировочно до 2050 года. Расчеты показывают, что это время позволит привести регион Донбасса в нормальное состояние», – сказал Кравчук.

На сегодня украинский проект вызывает много вопросов – и в Украине, и за ее пределами. Руководитель проектов Центра исследования проблем гражданского общества Мария Кучеренко в колонке для УНИАН отметила, что никто еще даже не обсуждал с украинским обществом один из самых сложных вопросов – об амнистии, без которой практически невозможно реализовать другие решения по урегулированию в Донбассе. А сроки, указанные в украинском проекте, малореалистичны: «ОБСЕ вряд ли сможет увеличить численность наблюдателей до середины декабря, так как это потребует серьезных изменений в бюджете миссии. Кроме того, представители украинской делегации хотят переформатирования мандата миссии – чтобы привлечь к ее работе совместные патрули, обеспечивающие общественный порядок на деоккупированных территориях.

По мнению Алексея Резникова (заместителя главы украинской делегации на Минских переговорах. – «НГ»), такие патрули должны состоять из граждан Украины, проживавших по обе стороны от линии разграничения, но не принимавших участия в боевых действиях. В качестве образца министр реинтеграции привел опыт хорватского Подунавья, где были патрули, состоявшие из сербов, хорватов и представителей ООН. Но эта идея ставит перед нами основной вопрос: как можно вписаться в обозначенные украинской делегацией дедлайны, если у нас нет главного элемента, призванного сделать реинтеграцию действительно безопасной, – закона об амнистии? Причем закона, который выписан предельно корректно и будет понятен украинскому обществу». 

Киев

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий