У «Инновации» первых нет и отстающих | статьи на inet-moll

Впервые в истории премии все ее номинанты стали лауреатами. Фото с сайта www.culture.gov.ru

Впервые за непростую 15-летнюю историю премии жюри предпочло не осуществлять последний этап отбора и наградило всех финалистов, объяснив это мерой поддержки в нынешних непростых условиях пандемии и отсутствием правительственной поддержки художникам. Церемония награждения, которая с прошлого года проводится в нижегородском «Арсенале», на площадке Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), ныне – части Пушкинского музея, уложилась в полтора часа. К выходу подкатили тележку, на которой в ряд стояли премиальные статуэтки, ждавшие победителей. На этом, собственно, можно было бы и закончить, ведь весь список лауреатов подробнее, чем в объеме газетной полосы, можно изучить на сайте 2020.artinnovation.ru.

Государственный центр современного искусства 15 лет назад был учредителем премии и конкурса «Инновация», и за эти годы вместе с ГЦСИ «Инновация» переживала разные времена. После того как в 2016-м центр лишили независимости и подчинили РОСИЗО (а директора ГЦСИ Михаила Миндлина перебросили в Музей Рублева), после того как из ГЦСИ стали уходить сотрудники, в том числе его основатель и худрук Леонид Бажанов, – премия при новых организаторах сменила вектор, начав мешать всё со всем. Довольно быстро даже тем, для кого это было неочевидно с самого начала, стало понятно, что РОСИЗО, мягко говоря, не справляется.

В прошлом году ситуация с «Инновацией» изменилась, критерии отбора вроде бы стали возвращаться к первоначальным принципам, а сама премия вместе с выставкой номинантов и церемонией вручения переехала – как бы в процессе децентрализации искусства – из Москвы в Нижний Новгород и теперь проводится с местным правительством. Опять-таки в прошлом году стало известно, что ГЦСИ переподчинен Пушкинскому музею, и после процедур оформления сейчас «Инновацию» впервые официально вручали в рамках этой новой структуры. Но пандемия внесла свои коррективы в эту новую жизнь.

По словам директора ГМИИ Марины Лошак, еще весной было непонятно, удастся ли провести церемонию вручения, и организаторы думали, что им придется «изображать энтузиазм онлайн». К счастью, в «инновационной» летописи удалось не делать перерыва, экспертный совет отобрал достойный лонг-лист, выставка открылась и работает в «Арсенале» Нижнего Новгорода до 17 января, и даже церемонию награждения смогли провести в очно-заочном формате: организаторы, некоторые лауреаты и зрители сидели в разных частях «Арсенала», вместе с тем церемонию транслировали онлайн, а zoom-связь с жюри напоминала о новых реалиях. В данном случае логично, поскольку из пяти членов жюри приехать в Нижний Новгород могла только завотделом кино- и медиаискусства ГМИИ Ольга Шишко. Другие эксперты – это куратор, критик, директор Центра современного искусства Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде Инке Арнс, куратор и критик, преподаватель Кураторской лаборатории Университетского колледжа искусств, ремесел и дизайна Konstfack в Стокгольме Мария Линд, историк искусства и куратор Жан-Юбер Мартен и комиссар Рижской международной биеннале современного искусства (RIBOCA) Агния Миргородская.

Вне конкурса – «За вклад в развитие современного искусства» наградили теоретика искусства, философа Бориса Гройса, благодарившего организаторов из Нью-Йорка, и «За поддержку современного искусства в России» – издательство Ad Marginem и приехавших в Нижний Новгород Александра Иванова и Михаила Котомина.

Призовой фонд «Инновации» в этот раз составил 3 млн руб., на конкурс было подано 403 заявки, в шорт-лист, он же список лауреатов – попали 29 проектов в 6 конкурсных позициях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Образовательный проект», «Новая генерация». Увы, в этом году исчезла номинация «Книга года: теория и история современного искусства», и хочется надеяться, что эта важнейшая рефлексивная часть в конкурс вернется.

Отрадно, например, что премию получил Павел Отдельнов, свой проект «Промзона» готовивший больше пяти лет, и это показанное в Московском музее современного искусства исследование было одним из главных событий прошлого года (номинация «Художник года»). Отрадно, что в номинации «Образовательный проект» наградили по-настоящему многогранную программу, сделанную Дарьей Пыркиной, Еленой Рымшиной и Екатериной Синицыной к выставке ГТГ «Авангард. Список № 1». Что в категории «Проект года» наградили показанный в Ельцин-центре в Екатеринбурге, а затем в Новосибирском государственном краеведческом музее (и, к сожалению, не доехавший до Москвы и Петербурга) проект Натальи Конрадовой, Александра Сорина и Федора Телкова «Урал мари. Смерти нет» о марийцах. Важно, что премию получили Алексей Корси и Артем Филатов, сделавшие в нижегородском крематории «Сад им.», посвященный, естественно, теме памяти (непонятно только, отчего эти давно состоявшиеся художники оказались в номинации «Новая генерация»). Это проекты, за которые особенно болеешь, но их список можно было бы отчасти расширить.

Безусловно, сейчас поддержка всем художникам и кураторам очень важна, и то, что возможность вписать в CV «лауреат премии «Инновация» получили столько человек, по крайней мере великодушно. С другой стороны, всегда в CV писали и «номинант на премию «Инновация», и это тоже, что называется, котировалось. Обратной стороной этого уравнивающего всех со всеми решения жюри стала не только отмена конкурсного формата, но и отказ расставлять акценты (а 29 проектов – это все-таки много). Впрочем, нынешний случай, естественно, не единичный – к примеру, еще до пандемии Премию Тернера в декабре 2019-го вручили всем номинантам. Однако тогда были иные причины и другие условия: четыре номинанта. В нынешней ситуации с «Инновацией» понятно и то, что членам международного жюри оценивать проекты онлайн трудно. И это еще одно очевидное доказательство того, что цифровая реальность никак не может заменить реальность офлайн. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий