Вторая мировая. Странные победители. За кого и как воевала Франция-3 | статьи на inet-moll

 

14 июня 1940 года. Первый немецкий полк на улицах Парижа.

 

ОТ АВТОРА.

Существует масса различных домыслов, получающих все более широкое распространение, особенно если это связано с «демонической» фигурой Отца народов для нынешней власти, особенно в наши дни, когда история приобретает все более широкий спектр поиска врагов в стане социализма. Мало им врагов в мире — ищи там, где есть хоть какие-то признаки социализма.

Это и меткие удары про страну-производителя калош для нужд мирового пролетариата, и патриотические фигуры высшего пилотажа — если нас вынесли из камуфляжного храма, то и Верховного Главнокомандующего в годы войны (пусть он и на заднем плане в виде портрета) — вынести по просьбам граждан оттуда же в самую первую очередь и прочая несуразица.

Оживляются странные истории военного периода, когда сказку надо сделать былью — помните Мединского: «Люди, которые выступают против легенды о подвиге 28 панфиловцев — «мрази конченые», потому что это святая легенда, к которой нельзя прикасаться». А что же делать с правдой, тоже святой, особенно «мразям конченым», которые этот дикий псевдоисторический
фарс на нюх не переносят?

Вот недавно в ряде официальных ресурсов, читаю, каким же гадом был Сталин, что поздравил Гитлера со взятием Парижа! Целыми статьями! Ну почему честно, тем более информации уже стукнуло целых 80 лет, не написать, что никакой телеграммы не было, А БЫЛО ВОТ ЧТО: 14 июня 1940 г. гитлеровцы оккупировали Париж.

Через три дня, 17 июня 1940 года, с победой своих близких союзников-немцев поздравил Кремль, о чем сообщил своему руководству в телеграмме посол Шуленбург. Единственный документ, в котором сообщается о советских поздравлениях по вышеупомянутому случаю, была срочная телеграмма (№1167 от 17 июня 1940, которая опубликована во 2-м томе книги «СССР — ГЕРМАНИЯ 1939-1941. Документы и материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 г. по июль 1941 г.» (VILNIUS, «MOKSLAS», 1989).

Этот документ обозначен — № 35 — телеграмма посла Германии в СССР Шуленбурга в МИД Германии: «Телеграмма. Москва, 18 июня 1940 — 1.40. Получена 18 июня 1940 — 4.00. № 1167 от 17 июня

Очень срочно!

Молотов пригласил меня сегодня вечером в свой кабинет и выразил мне самые теплые поздравления советского правительства по случаю блестящего успеха германских вооруженных сил. Далее Молотов информировал меня о советских действиях по отношению к прибалтийским государствам. Он сослался на доводы, опубликованные в газетах, и добавил, что стало необходимо положить конец всем интригам Англии и Франции, пытающихся посеять недоверие и разногласия между Германией и Советским Союзом…» и так далее…

 

 

Телеграмма немецкого посла Шуленбурга в МИД Германии.

Можно сказать, что хрен редьки не слаще, что поздравила-таки советская власть нацистское зверье с победой над несчастной Францией. Чушь! С Францией существовал акт о взаимопомощи, по которому страны уже 6 лет не могли договориться.

И это поздравление не более, чем протокольная часть достаточно длинной беседы наркома иностранных дел с послом страны, с которой в текущий момент подписан «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом». 

Но кому-то очень хочется все это обмарать, объявить советскую власть исчадием ада и так далее. Зачем? Почему? Никто и не собирается воспевать ВСЁ, что сделала советская власть, но зачем тогда опять в неё галошами бросаться?

 

 

Немецкие женщины-вольнонаемные у Могилы Неизвестного солдата в Париже. 1941 год.

Возвращаемся во Францию, оккупированную немецкими войсками. Французское правительство переехало в Виши, а Париж управлялся немецкими военными и французскими официальными лицами, одобренными немцами. В Париже стал действовать комендантский час (не зыбываем, что Британия к тому времени уже наносила бомбовые удары, хотя пока только по городам Германии.

Но кто знает, что там у англичан на уме?). Комендантский час действовал с девяти вечера до пяти утра, с сентября 1940 года было введено нормирование продуктов, табака, угля, бензина и одежды. Миллион парижан уехали в сельскую местность, где было больше еды. В своё время, британцы призвали французов защищать Париж улицу за улицей, но Петен ответил: «Превратить Париж в город руин не повлияет на проблему».

12 июня правительство объявило Париж открытым городом, подчеркнув, что сопротивления не будет. И уже в 5:30 утра 14 июня первый немецкий авангард вошел в город и направился в центр. К концу дня немцы вывесили флаг со свастикой у Триумфальной арки и организовали военные парады с оркестром на Елисейских полях и площадях.

Увидев немецкое «миролюбие», парижане начали возвращаться и к середине 1940 года выяснилось, что население снова увеличилось до 1,5 миллионов, а к 1 января 1941 года — до 2,5 миллионов. Пока французы разбирались что к чему, началась одна из величайших краж произведений искусства в мировой истории.

Для начала были вывезены все еврейские частные коллекции, например Герман Геринг специально посетил Париж и 3 дня отбирал работы для своей частной коллекции. Он выбрал двадцать семь картин, в том числе работы Рембрандта и Ван Дейка, принадлежащие Эдуарду де Ротшильду , а также витражи и мебель. Пятнадцать железнодорожных вагонов с произведениями искусства были отправлены в Германию личным поездом Геринга.

Вместе с тем, очень неплохо пристроились во времена оккупации деятели литературы и искусства. Для многих из них оккупанты устраивали целые международные экскурсии — в поездках по городам Германии писатели и журналисты знакомились с культурной жизнью Рейха, гостили в университетах, театрах, библиотеках и музеях. 

В городе Льеж набирался опыта и оттачивал перо молодой сотрудник местной газеты Жорж Сименон, широко известный нашим читателям и зрителям, как создатель образа комиссара Мегрэ. Как любитель прозы «с продолжением», он опубликовал антисемитскую серию из девятнадцати статей под общим названием «Еврейская угроза».

Большой друг советского народа и частый гость в СССР, известный писатель, драматург и поэт Поль Клодель в подобном тоне освещал еврейскую угрозу, создав даже «Кружок Клоделя», где проблема дискутировалась нацистскими и французскими интеллектуалами. Муссолини свел дружбу с еще одним другом нашего народа — Жаком Ивом Кусто, который на немецкие и итальянские деньги исследовал морские глубины, параллельно занимаясь разработкой и усовершенствованием акваланга и аппаратуры для подводных съемок для Военного флота оккупантов.

 

 

Жак Ив Кусто. 1940-е годы.

 

Интересна судьба еще одного знаменитого француза — Пабло Пикассо, который провел всю оккупацию в Париже и возобновил работу в своей студии на улице Гран-Августин . Он часто встречал посетителей немцев в своей студии, одновременно восхищенных и подозрительных, так как его работы самим фюрером были официально признаны «дегенеративными» и подлежали уничтожению.

Пикассо сделал открытки-копии его знаменитого антифашистского произведения «Герника», чтобы продавать или раздавать посетителям в качестве сувениров и серьезно обсуждал искусство и политику с приезжающими немцами. Хотя его работы были официально признаны «дегенеративными» , картины продолжали продаваться в аукционных домах.

Немецкие казначеи нашли хранилище Пикассо, где он хранил частную коллекцию произведений искусства, принадлежащих евреям, которые немцы могли бы конфисковать. Пикассо так сбил их с толку своей абстрактной экспрессивностью и малопонятными высказываниями, что немцы ушли, так ничего не взяв. Другие «дегенеративные» художники, по мнению немецких «истинных» искусствоведов, например, 

Кандинский и Анри Матисс, отправляли рисунки в Париж из своей резиденции в Ницце, хоть и были официально осуждены, но продолжали работать и продавать свои работы в подсобных помещениях парижских галерей. Философ и романист Жан-Поль Сартр продолжал писать и публиковать.

Кумир советской публики и главный сердцегрыз 50-60-х годов Жерар Филип играл тогда в престижном театре Жана Вилара и снимался в кино. Особенным успехом у немцев, и, безусловно, немок, которые в качестве вспомогательных войск заполнили Париж, пользовался фильм «Малютки с набережной цветов» с совсем молодым и неотразимым Жераром Филипом. (Интересно, что отец актера Марсель Филип после войны был приговорен к расстрелу за сотрудничество с оккупантами, однако с помощью сына Жерара сумел бежать в Испанию, где в достатке и благополучии провел остаток жизни.)

 

 

Жерар Филип во времена оккупации.

 

Любопытная история произошла с главным мушкетёром (не путать с шляпоносцем Михаилом Боярским) и Фантомасом мирового экрана. У актеров и художников-гомосексуалистов были облюбованы места в Булонском лесу и несколько баров.

Любимец публики молодой актер Жан Марэ официально преследовался за гомосексуализм, но с немцами он в связь не вступал. В пьесе «Тристан и Изольда», популярнейшей у немцев, он пользовался неслыханным успехом, да еще блистал в фильмах, снятых совместным кинопроизводственным оъединением (германо-французским), и его никто не трогал. А вот также популярного актера и его друга Роберта-Юга Ламбера арестовали из-за его отношений с немецким офицером и он умер в концентрационном лагере.

Ряд видных деятелей искусства покинули страну — Жан Габен и кинорежиссер Жан Ренуар и другие. Но с немцами сотрудничали многие известные актеры, которые остались, под предлогом, что они избегают политики и смогут, наконец, сосредоточиться на искусстве. 

Среди них были актер Фернандель, кинорежиссер и драматург Саша Гитри , а также певцы Эдит Пиаф , Тино Росси , Шарль Трене и еще один страстный поклонник советского образа жизни — Ив Монтан. Веселил до упаду шутками над евреями наш любимец Луи Де Фюнес, выступавший в престижных залах. Вся Франция стоя рукоплескала певцу Морису Шевалье, который исполнил в своём новом ревю несколько полюбившихся оккупантам песен. Нацисты попросили Шевалье выступить в Берлине и спеть для радио Парижа и Берлина.

Он отказался, но выступил перед французскими военнопленными в Германии и взамен добился освобождения десяти военнопленных. Потом, после подвига, все-таки пел и для Берлина и для Парижа, но это уже не столь важно… О его отваге и героизме по сей день слагают легенды! 

А вот легендарная модельер Коко Шанель активно сотрудничала с нацистской разведкой. Это документально подтверждено рассекреченными архивными документами вместе с её показаниями. Более того, во французских архивах есть записи, в которых говорится, что Коко Шанель значилась агентом абвера (военная разведка) еще в 1919–1944 годах.

То есть была завербована сразу по окончании Первой мировой войны! Коко Шанель к началу Второй Мировой уже была всемирно известна как автор «маленького черного платья» и духов «Шанель № 5». После войны Коко Шанель была арестована и оказалась в тюрьме, провела там несколько месяцев и после освобождения из французских казематов уехала в Швейцарию, а не на лесоповал. Затем триумфально вернулась в Париж в 1954 году, еще больше раскрутив на «чужбине» свой модный бизнес.

 

 

Жан Марэ. 1942 год.

 

P. S. Немцы тоже в долгу не оставались, постоянно пытаясь соблазнить парижан своей культурой. В 1941 году они организовали фестиваль немецкой музыки Берлинской филармонией в Парижской опере, спектакль театра Шиллера в Берлине в знаменитомТеатре Елисейских полей и выставку немецкого скульптора Арно Брекера-монументалиста, любимца фюрера. Геббельс организовывал творческие поездки в Германию для знакомства с работой германского киноконцерна «UFA» таких известных французских артистов, как Даниэль Дарье, Фернандель и других. В годы оккупации во Франции снимали больше фильмов, чем во всей Европе, так как в ведомстве Геббельса денежки водились.

 

 

Скульптуры Арно Брекера у входа в Рейсканцелярию.

 

Но многое изменилось в жизни Франции, когда их культурные оккупанты-гости 22 июня 1941 года вступили в смертельную схватку с варварским еврейским большевизмом.

Тысячи французов добровольно высказали желание сражаться с врагом человечества — СССР.

На Восточном фронте из добровольцев-французов были сформированы как минимум две части, которые воевали в составе Вермахта, под французским флагом и с французским командным составом.

Французский добровольческий легион уже с осени 1941 года принимал участие в войне против СССР в битве под Москвой и был единственной не немецкой частью, принявшей участие в этой операции. 5 ноября 1941 года маршал Петэн направил легионерам напутствие: «Перед тем, как вы пойдёте в бой, мне радостно сознавать, что вы не забываете — вам принадлежит часть нашей военной чести».

 

 

Пропагандистский плакат правительства Виши. 1940 год.

 

Как тут не вспомнить и мемуары Шарля Де Голля: «…что Франция и ее армия не зря потратили столько сил и принесли столько жертв». (Голль Ш. де. Военные мемуары: Спасение 1944–1946. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО Транзиткнига, 2004. — 799),

И пусть фраза была сказана по другому поводу, но по смыслу — прямо в точку! О героических подвигах страны-победительницы на полях боя читайте в следующей статье.

Источник: zen.yandex.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий