В шкаф войдете – в «НЕНАВСЕГДА» попадете

На выставке покажут искусство эпохи застоя.
Виктор Пивоваров. Московская вечеринка. 1971. ГТГ

Музеи планируют возможные сроки открытия для зрителей и разрабатывают меры безопасности. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что музей сможет принять посетителей не раньше июля. Директор ГМИИ Марина Лошак в эфире «Эха Москвы» выразила надежду, что Пушкинский сможет открыться в середине того же месяца. На весну, к 10 апреля, Третьяковка готовила большую выставку об эпохе застоя. Проект «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985», по словам директора музея, был готов на 80–85 %.

Понятно, что после открытия музеев во всем мире с выставками-блокбастерами будут проблемы, но еще непонятно, как именно будет обеспечено требование по соблюдению дистанции между людьми (помимо общего уменьшения количества посетителей). Как, например, будут регулировать движение зрителей в музейных залах даже в рамках посещений по сеансам.

Третьяковке, привыкшей к рекордам посещаемости (Зельфира Трегулова сообщила, что 2019-й и первые два месяца нынешнего года по общему количеству зрителей были самыми успешными в истории ГТГ – более 2,8 млн человек), придется решать этот вопрос сразу на такой вот выставке-блокбастере. «НЕНАВСЕГДА» – главный проект ГТГ весенне-летнего сезона, для которого собраны произведения почти из 50 музеев и частных собраний. Пока известны какие-то общие моменты: большая часть билетов будет продаваться онлайн, количество касс в музее сократят, посещение будет осуществляться по сеансам (это касается и выставок, и постоянных экспозиций), а на «НЕНАВСЕГДА» уже продаются электронные билеты с открытой датой. То есть ближе к открытию музея, видимо, нужно будет дальше регулировать число посетителей в рамках сеансов. Но для аудитории музея покупка билета сейчас – это ведь еще и мера поддержки ГТГ. Кроме того, в интернет-магазине уже появилось издание к выставке, оно шире, чем просто каталог (и озаглавлено иначе: «Это было навсегда. 68/85»), – «компендиум интереснейших текстов об эпохе», как назвала Трегулова книгу, сделанную замечательным дизайнером Евгением Корнеевым.

«НЕНАВСЕГДА» – вторая часть выставочной трилогии, начавшейся в 2017-м проектом об эпохе оттепели. Курируют выставочный «триптих» Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева и Анастасия Курляндцева. С архитектором Агнией Стерлиговой они разделили выставочное пространство в Новой Третьяковке на восемь частей: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение». По словам Кирилла Светлякова, в отличие от выставки об оттепели сейчас для кураторов было важно сделать акцент на психологии эпохи застоя. Эта психология двойной реальности, эскапизма отражена в экспозиционных разделах. Отсюда же сквозной мотив проекта – шкаф. Стараниями Агнии Стерлиговой через него мы попадем на выставку, но от быта придем к метафоре эскапизма, показанной Ильей Кабаковым в знаменитом концептуальном альбоме «Вшкафусидящий Примаков». Шкаф, говорит Юлия Воротынцева, на выставке становится «архетипическим образом и внутренней эмиграции, и депривации».

Пока музей закрыт, эпоху застоя (от этого слова, по словам директора ГТГ, отказались как от «вызывающего неприятие и сведение скул», ведь «при мощнейших идеологических ограничениях это было время невероятно интенсивного интеллектуального развития», это была эпоха «контрастов, иронии и внутреннего смеха», эпоха чтения и хорошего комплектования библиотек, а еще – расцвета политического анекдота) в Новой Третьяковке уже начали обсуждать в цикле онлайн-дискуссий «Метанарративы». Ближайшая встреча – об «Эпохе безвременья» – пройдет 21 мая в 18.00. А на образовательном портале ГТГ «Лаврус» вышел курс «НЕНАВСЕГДА. Искусство эпохи застоя»: там есть текст кураторов, воспоминания художников о 1970-х, рассказ о ключевых произведениях и выставках того времени и о книгах, посвященных тому периоду, словарь эпохи и проект студентов Высшей школы экономики «Выходка» о художественных акциях времени застоя. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий