В дискуссии об отмене ЕГЭ содержательная сторона уходит на второй план | статьи на inet-moll

Сергей Кравцов заявил, что у него нет планов заменить ЕГЭ альтернативными механизмами оценки знаний школьников. Фото с сайта www.edu.gov.ru

В самый разгар сдачи госэкзамена разгорелась дискуссия о целесообразности сохранять систему ЕГЭ – единого государственного экзамена. Причем тон дискуссии задали не учителя и родители школьников, как можно было бы предположить, а политическая элита общества. Целый ряд политиков и депутатов поспешили вставить свои пять копеек в самый спорный вопрос школьного образования. С чего бы? Приближающиеся выборы в Госдуму РФ? Или, правда, наболело?

Заместитель председателя Госдумы, депутат Петр Толстой предлагает ЕГЭ отменить, причем сделать это в несколько этапов. Сначала отменить для тех, кто не хочет поступать в вуз, а затем – постепенно вытеснять письменный вариант ответа устным. То есть сделать экзамен таким, каким он был в СССР. По мнению Петра Толстого, именно эта система больше отвечает запросам нашего населения. И более соответствует русскому характеру. Судя по отдельным высказываниям Толстого о тех же «репетиторах» и «натаскивании», чувствуется, что у депутата накипело.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина тоже выступила с заявлением о том, что намерена узнать мнение населения о ЕГЭ. И даже запустила на своей страничке в соцсети опрос. В голосовании у политика на страничке было представлено несколько вариантов продолжения фразы «Справедливое поступление в университет обеспечивает…». Первый вариант – что это обеспечивает ЕГЭ; второй – что ЕГЭ в сочетании с олимпиадами; третий – ЕГЭ, Всероссийские олимпиады школьников в сочетании с баллами портфолио; четвертый – что ЕГЭ, но он нуждается в модернизации; пятый – портфолио, накапливаемое в личном кабинете; шестой – что самая справедливая оценка знаний – это советская система экзаменов. За шесть часов в опросе приняли участие 3500 человек, большинство из них выбрали последний вариант ответа.

На Петербургском международном экономическом форуме госпожа Потехина заявила буквально следующее: «Благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы». Также она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, «однако… сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена».

На эти заявления отреагировал и министр просвещения Сергей Кравцов, заявив, что его ведомство «готово к обсуждению иных форм оценки знаний выпускников школ помимо единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но на данный момент у ведомства нет планов заменить ЕГЭ альтернативными механизмами оценки знаний школьников».

Вечный оппонент системы ЕГЭ, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков остается бескомпромиссным. Он тоже, как и Толстой, уверен, что переход к классической системе выпускных экзаменов – самый верный. И главной альтернативой ЕГЭ считает систему портфолио. За курс средней школы ученики набирают определенное количество зачетных баллов, особенно за выпускные классы – девятый, десятый, одиннадцатый.

Не менее принципиальны оказались и сторонники сохранения ЕГЭ. Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики. «Это один из инструментов, свободных от коррупции», – подчеркнул он.

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов увидел в обсуждении проблем ЕГЭ отражение дискуссии о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того чтобы побриться», – иронично заметил он. Сегодня в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру, заметил ректор. «Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах. Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», – привел пример Ярослав Кузьминов.

По мнению Кузьминова, в нашей системе образования переход школа–вуз – один из самых обустроенных в мире, и у нас «есть система олимпиад, которой мы можем гордиться». Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер также назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

А министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков раскрыл секрет: во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, по словам Фалькова, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ. «Это не означает, что экзамен не нуждается в совершенствовании, – сразу же поправил себя министр, – тем более что его процедура регулярно меняется». Также, по мнению министра, назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад.

Похвалив ЕГЭ, Валерий Фальков все-таки внес в полемику некий разброд и шатание. Министр не считает правильным «собирать всю страну в Москву и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегаполисов». Вот как? А как же тогда якутская девочка, поступившая в столичный вуз только при введении ЕГЭ?! Валерий Фальков уверен в необходимости параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития. То есть важно закрепить лучших студентов в их же регионах.

В общем, всем спасибо за дискуссию про ЕГЭ. Было не ново. И надеемся, что не так волнительно для учеников, сдающих экзамен. Школьники страны, продолжайте сдавать, это не про вас. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий