Турция стремится усилить возможности Военно-морских сил | статьи на inet-moll

Турецкие военные хотят научить беспилотники взлетать не только с земли. Фото с сайта www.baykarmakina.com

Турецкие вооруженные силы приступили к формированию группировки ударных беспилотных летательных аппаратов, специально предназначенных для действий на морских театрах военных действий. Первым типом в ней стал однодвигательный ANKA разработки и производства государственной компании Turkish Aerospace Industries (TAI). В перспективе следующих нескольких лет группировка пополнится более тяжелыми двухмоторными Aksungur от TAI и Akıncı от частной фирмы Kale Baykar.

Сообщение о поставке вооруженным силам Турции (TSK) очередного аппарата серии ANKA появилось в Twitter-аккаунте компании TAI 24 августа, в понедельник. Он стал четвертым по счету, переданным национальным военно-морским силам. От трех предыдущих эта машина отличается исполнением: увеличенной дальностью полета и дополнительным оборудованием, включающим автоматическую систему классификации обнаруженных целей, работающей в связке с бортовой радиолокационной станцией с синтезированной апертурой (типа SAR).

Парк

Согласно информации местных СМИ, с учетом данной поставки общее число беспилотных аппаратов в парке турецких вооруженных сил достигло 144. Большинство в количестве 110 единиц составляют машины типа Bayraktar Tactical Block 2 разработки и производства частной фирмы Baykar Makina. Вторая по численности компонента представлена изделиями госкомпании TAI; она составляет 24 аппарата семейства ANKA. Третья по численности группировка – десять БПЛА израильского происхождения, типа Heron.

По всей видимости, речь идет только об аппаратах, по международной классификации относимых к типу MALE (сокращение от английского Medium Altitude Long Endurance – средневысотный, большой продолжительности полета). С учетом других, более компактных типов (таких как запускаемые с руки вертолетный дрон öncü, самолетные Karayel, Bayraktar Tactical UAV и др.) численность турецкого парка будет гораздо выше цифры, приведенной турецкими СМИ. Помимо того, на различных стадиях летных испытаний находятся еще несколько типов, включая тяжелые (весом 3,5–5 т) Akıncı и Aksungur.

Морской вариант

Новый вариант БПЛА ANKA специально создан для действий над водной поверхностью моря. Его параметры оптимизированы для работы над акваториями Эгейского и Средиземного морей. На борту аппарата установлена специальная «морская» версия радиолокатора, а также специальный набор оптических камер для ведения видовой разведки и обзора пространства.

Сообщается, что морской вариант ANKA способен осуществлять сбор разведывательной информации, сохраняя значительное удаление от цели, в том числе в условиях сплошной облачности. Это обеспечивается главным образом благодаря продвинутой системе радиолокации. Она позволяет обнаруживать, классифицировать и с высокой точностью определять географические координаты надводных объектов. Предусмотрено несколько режимов работы бортовой аппаратуры. Один из них предназначен для сбора информации о береговых целях стратегического характера, как то морские порты и военно-морские базы. Другие режимы работы аппаратуры задействуют при решении иных задач. Например, при слежении за скоростными целями с точным определением траекторных параметров в реальном времени.

Первоначальный вариант

Компания TAI получила государственный контракт на разработку ANKA в конце 2004 года. Ровно через шесть лет, в декабре 2010-го, в небо поднялся опытный прототип. На 15-й минуте полета он разбился. Основной объем летных испытаний (более 140 часов налета) выполнили на втором и третьем прототипах. Они тоже разбились, в 2012 и 2013 годах соответственно.

Однако требуемый объем испытаний был тем не менее выполнен. Были достигнуты максимальная продолжительность полета – 18 часов, высота – около 8 км. Военное ведомство осталось довольно полученными результатами и в 2013 году разместило заказ на первую товарную партию из десяти машин. Они поступали в арсенал национальных вооруженных сил начиная с 2016 года.

Первоначальным техническим заданием предусматривалось создание беспилотного аппарата для ведения разведки и выполнения задач патрулирования. Соответственно машины установочной партии ANKA Block A (ANKA-A) оснащались довольно простым электрооптическим оборудованием для дневной разведки, но при этом были способны выполнять полеты ночью благодаря автоматизированной системе выполнения взлетов и посадок.

Серия

Последующие партии (Block B и др.) в дополнение к дневной электрооптике и фотоаппаратуре оснащались инфракрасным прибором переднего обзора и лазерным дальномером – целеуказателем. Затем стали устанавливать еще и бортовой радиолокатор, комплекс радиоэлектронной разведки и систему спутниковой связи. Последняя потребовала установки крупногабаритной антенны сверху в носовой части фюзеляжа, благодаря чему серийная модель, обозначаемая ANKA-S, получила характерный внешний облик, разительно отличающийся от прототипов и первых партий.

Среди основных поставщиков TAI видное место занимает компания ASELSAN специализирующаяся на бортовой радиоэлектронной аппаратуре. В частности, ей разработан и запущен в серийное производство комплекс SARPER, включающий в свой состав радиолокатор с синтезированной апертурой, способный работать в режиме картографирования подстилающей поверхности и селекции движущихся целей. Он разработан для установки на различных авиационных платформах, в том числе от компании TAI. Среди них есть и БПЛА семейства ANKA, причем на некоторые варианты исполнения данный комплекс уже интегрирован в состав бортовой аппаратуры и прошел летные испытания в составе летательного аппарата.

Из разведчиков в ракетоносцы

Планер ANKA изготовлен преимущественно из композиционных материалов. Он оказался достаточно прочным для несения грузов на внешней подвеске. Поэтому с 2018 года ТAI приступила к испытаниям вооруженного варианта с использованием средств поражения семейства smart micro munition (МАM) разработки компанией Roketsan. К тому времени они уже пошли в серию и широко использовались на ударных дронах Bayraktar Tactical Block 2 (ВТВ2), поступивших на вооружение в 2015 году.

В семейство MАM входит корректируемая авиабомба MAM-L весом 20–25 кг в зависимости от типа головной части: бронебойная, термобарическая или осколочно-фугасная. Согласно сообщениям турецкой печати, это средство поражения использовалось ANKA-S для уничтожения реальных целей в ходе операции «Оливковая ветвь» против сирийских курдов.

Турецкие вооруженные силы активно применяли Anka-S и BTB2 в феврале-марте 2020 года против сирийских правительственных войск в провинции Идлиб.

Первый тип – тяжелее, с максимальной взлетной массой 1600 кг против 650, и крупнее, с размахом крыла 17,5 м против 12. Соответственно ANKA-S поднимает значительно больший вес боевой нагрузки – до 200 кг. Пожалуй, это обстоятельство и заставило турецкое командование задействовать данный тип для нанесения ударов по укрепленным объектам сирийской правительственной армии ввиду невозможности привлечения пилотируемой авиации согласно договоренностям с Россией.

Достоверно подтверждено уничтожение двух ANKA-S: они были сбиты сирийскими зенитчиками 25 февраля и 1 марта. Реальные потери могут быть выше.

Вынужденная смена работы

С учетом потерянных ранее в авариях трех опытных образцов это, конечно, нанесло сильный удар по программе ввиду сравнительно небольшого объема размещенных до сих пор заказов. Согласно сообщениям печати, к началу года было построено всего лишь 10 невооруженных образцов и 15 – способных нести средства поражения на внешней подвеске.

Основной причиной «фиаско» в Сирии стала большая размерность и тихоходность ANKA-S, что превращало ее в удобную мишень для зенитно-ракетных комплексов войсковой системы ПВО. Возможно, это обстоятельство и подтолкнуло турецких военных найти данному типу иное применение.

Решение на создание группировки ударных БПЛА в составе военно-морских сил может дать программе ANKA второе дыхание.

«За» использование в морской авиации говорит большая дальность (до 900 морских миль), высота (свыше 9 км) и продолжительность полета (до 26 часов). К недостаткам относится тихоходность (250 км/ч) и сравнительно малый вес боевой нагрузки, не позволяющей нести «полноценную» противокорабельную ракету (так, например, вес российской Х-35У составляет 500–600 кг).

Вместе с тем взятый президентом Эрдоганом курс на активное использование вооруженных сил во внешней политике ставит на повестку дня требование по усилению возможностей турецких военно-морских сил при решении задач далеко за пределами национальных границ. Создание морской группировки ударных беспилотников видится одним из путей решения. На сегодняшний день ANKA является самым крупным из серийно выпускаемых БПЛА турецкой разработки и производства. Хотя по размерности и характеристикам этот аппарат не очень хорошо подходит для морской авиации, ничего лучшего местная промышленность пока предложить не может. Однако сформировав некую морскую группировку БПЛА и начав ее использование по назначению, турецкие военные смогут накопить некий опыт, который пригодится им в будущем, когда на вооружение поступят более совершенные летательные аппараты. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий