Турбулентный Владимир Фортов | статьи на inet-moll

Фото с сайта Kremlin.ru

29 ноября скончался болевший коронавирусом экс-президент Российской академии наук, академик Владимир Фортов. 18 дней провел на аппарате искусственной вентиляции легких, вроде бы пошел на поправку – был даже переведен в терапевтическую палату. Но… вирус оказался сильнее этого сильного мужчины и выдающегося физика. Ему было 74 года.

Владимир Евгеньевич Фортов – выпускник Московского физико-технического института (1968) по специальности «термодинамика и аэродинамика» (с отличием). С 1971 по 1986 год работал в Институте химической физики АН СССР. Доктор физико-математических наук, профессор, академик. С 1986 по 1993 год – заведующий отделом, затем – директор Научно-исследовательского центра теплофизики импульсных воздействий научного объединения «ИВТАН».

С 1993 по 1997 год – председатель Российского фонда фундаментальных исследований. С октября 1996 года – вице-президент РАН. С августа 1996 по март 1997 года – заместитель председателя правительства РФ – председатель Государственного комитета РФ по науке и технологиям, с марта 1997 по апрель 1998 года – министр науки и технологий Российской Федерации. Председатель Совета РАН «Высокопроизводительные вычислительные системы и их применение». В 2013 – 2017 годах – президент РАН.

Другими словами, Владимир Фортов – действующий ученый, с богатым опытом административной работы в высших государственных областях. Редкое сочетание не только для России. Но для России – особенно. Его узкая научная специальность – физика плазмы, физика экстремальных состояний вещества, турбулентность. Теперь, ретроспективно глядя, и его научную карьеру, и карьеру научного чиновника вполне можно назвать экстремальной, турбулентной.

В конце мая 2013 года он был выбран новым президентом РАН. За Фортова было подано 766 голосов, за Алферова – 345, за Некипелова – 143. Обработано было 1313 бюллетеней. Целый месяц кандидатуру выбранного нового президента РАН не утверждал президент РФ. Было очевидно, что на его президентство достанется еще более трудный временной отрезок. Но чтоб так быстро… Уже в июне была объявлена реформа РАН. Ее первоначальный вариант предусматривал ликвидацию Российской академии наук. Фортов явно не знал и не был готов к такому развитию событий. Но вместе с Жоресом Алферовым ему все-таки удалось убедить президента РФ от этого варианта. Получилось, в итоге, то, что получилось. Некий клуб академиков, лишенный исследовательских институтов. Фортов с этим был явно не согласен. В 2017 году он в результате сильнейшего политического (да и внутриакадемического) давления был вынужден снять свою кандидатуру на очередных выборах президента РАН. Но при этом остался и научным, а академическим тяжеловесом. Сегодня можно сказать – последним из авторитетных ученых, к которым еще хоть как-то прислушивалась власть. Действительно, его научные достижения впечатляли…

В 1997 году награжден Международной научной премией им А.П. Карпинского – за исследования процессов, происходящих в плазме.

В 2002 году – Международная премия Макса Планка за выдающиеся исследования по физике экстремально высоких давлений и температур и исследования пылевой плазмы. Событие редкое, если не единственное, — присуждение именно этой премии российскому ученому.

При этом Фортов был всегда откровенен. Конечно, насколько позволяли его высокие должности и в Академии наук, и в правительстве. В 1996 году я поинтересовался у Фортова: насколько неожиданным для него было предложение войти в правительство да еще в ранге вице-премьера? «Это было очень большой неожиданностью. Более того, я считал, что из того набора людей, которые предлагались на эту должность, есть более подходящие кандидатуры. Но были поставлены некие граничные условия и в образовавшуюся ячейку, образно говоря, провалился только один желудь», — последовал ответ. А еще через пару лет, еще в одной беседе, он признался: «Находясь на посту министра заниматься полноценной научной работой, конечно, невозможно. Однако я стараюсь от реальной науки не отрываться. Веду семинар по физике экстремального состояния вещества, продолжаю читать лекции студентам, регулярно бываю в Институте химической физики и в Институте высоких температур. За прошедший год сделал несколько докладов на конференциях, опубликовал ряд статей. Но, конечно, эффективность чисто научной работы резко падает, такова уж должность министра».

Тогда же я спросил у Владимира Евгеньевича: «Говорят: Россия переживает общесистемный кризис…». Ответ был в его стиле: «Логика истории показывает, что очень часто именно в кризисных ситуациях науке и технике уделялось первостепенное внимание, чтобы именно их сохранить.

Откуда началась вся наша отечественная физика? — с Ленинградского физико-технического института. А он был образован в 1918 году, когда вся советская Россия сжалась до размеров Тамбовской губернии.

1930-е годы. Были основаны Московский энергетический институт, Московский авиационный институт и еще два десятка совершенно фантастических институтов.

В наших научных библиотеках можно найти иностранные научные журналы за 1941-1945 годы – подписка на них не прекращалась даже во время Сталинградской битвы!

Есть некая, если хотите, пассионарность у государств – в нужный момент сохранять голову».

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий