Требуется правильно воспитанный специалист | статьи на inet-moll

По мнению руководителей образовательной сферы, вопрос форматов воспитательной работы и контрольно-надзорной деятельности в университетах назрел давно. Фото РИА Новости

Более 700 представителей вузов обсудили систематизацию воспитательной работы в учебном процессе. Семинар-совещание прошло под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой. Мероприятие, организованное Министерством науки и высшего образования РФ, было посвящено обсуждению реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования.

Чего ждет Минобрнауки от нового документа? Главную цель сформулировала замминистра Елена Дружинина: «Систематизация воспитательной работы в высших учебных заведениях». «Закон об образовании – это единственный законодательный акт, где юридически закреплено понятие воспитания. И теперь роль воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и качества высшего образования стала более значимой и масштабной», – считает Дружинина.

За этими несколько размытыми формулировками проступает вполне ясный смысл. Нужно, чтобы воспитательная работа был подвластна разуму чиновника, каким-то образом структурирована и поддавалась контролю. Это стало еще более заметно по выступлению на семинаре заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Бориса Чернышова. Он подчеркнул, что вопрос рассмотрения форматов воспитательной работы в жизни университетов и контрольно-надзорной деятельности назрел давно. «Подходы могут быть разными. Наша задача в том, чтобы государство получило инструмент, чтобы по общим критериям оценивать достаточно четко и одинаково, чтобы все образовательные организации понимали те правила игры, которые будут выстроены для всех игроков на данном пространстве», – заявил он.

При этом Чернышов добавил, что меняется система коммуникации: «Она меняется и в студенческой среде, и во взаимоотношениях между профессорско-преподавательским составом и студентами, в отношениях даже между проректорами. Появляются новые инструменты в этой системе коммуникаций, новые социальные сети и форматы социального взаимодействия, вследствие этого и меняется формат воспитательной работы. То, что работало 10–20 лет назад, сегодня имеет другие коэффициенты при оценке воспитательной работы».

Руководство вузов считывает все эти вводные руководства отрасли. Вузам на самом деле эта «структурированность» тоже нужна. Чтобы быть во всеоружии перед разного рода проверками. А вот нужно ли воспитание в вузе?

Да, естественно, считают ректоры в частных беседах с «НГ». Студенты приходят хуже подготовленными, но более требовательными к «обслуживанию» их. И вот это как раз надо как-то корректировать. Не говоря о том, что при всем «противодействии» внешней среды надо еще умудриться сделать студента патриотом своей страны.

Напомним. Согласно социологическим исследованиям, у большинства студентов сейчас нет долгосрочных целей на будущее. Постоянных интересов практически тоже нет, все сиюминутное. При этом на студентов обрушивается немыслимое количество информации – такого не было никогда. Все это провоцирует «импульсное» поведение. У молодежи не очень хорошо с коммуникацией, потому что они мало читают – больше просматривают литературу с помощью скроллинга.

Таковы общие проблемы. И они очень серьезно влияют на эффективность воспитательной работы в том смысле, в каком ее видят ректоры.

Пару лет назад много шуму наделал ТВ-репортаж из стен факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Тогда студентов обвинили в полной безграмотности. Дескать, не знают, как пишется слово «винегрет». Но грамматика – это лишь одна сторона проблемы. Другое дело, что приходят люди функционально безграмотные. Ученые бьют тревогу: способность понимать тексты, критически оценивать информацию показывают только 2% российских учащихся. Ситуация в мире не лучше, но все равно малоутешительная для нас. Так что нынешним ректорам приходится вести студента буквально «за ручку».

Индивидуальная работа со студентами по-прежнему проводится через кураторов, старост академических групп, через органы студенческого самоуправления, общественные организации. Причем кураторы – это уже не только бывшие студенты этих же вузов, как это было раньше. Приветствуются помощники и «со стороны». Хорошо, если с уклоном в психологию. Так больше доверительности в отношениях.

С переходом на болонскую систему образования общее время обучения в вузах сократилось, в процентном отношении студенты больше заняты учебой, нежели чем-то другим. На общественную деятельность уже нет времени. Но дело даже не в этом, а в том, что нынешний студент – это «правильно устроенный» человек: он ценит личную выгоду. Не во всем и не всегда, разумеется. Волонтерство, например, процветает. Но, возможно, в том числе и потому, что это дает дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Кстати, дополним здесь список основных потребностей студентов. У младших курсов доминирует потребность в межличностных связях. Старшекурсникам особенно важно быть финансово независимыми и самостоятельно обеспечивать себя. К пятому курсу они озабочены своим профессиональным будущим, усовершенствованием полученных знаний и умений. При этом все студенты хотят находиться в безопасности. Все нуждаются в уважении.

Исходя даже из этого неполного списка, сформулировать критерии, по которым можно будет оценивать работу вуза в части воспитания, будет проблематично. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий