Торжество ядерного православия откладывается на осень | статьи на inet-moll

Несмотря на то что на Межсоборном присутствии председательствовал патриарх Кирилл, церковные документы утвердит лишь Архиерейский собор. Фото с сайта www.patriarchia.ru

В московском храме Христа Спасителя с 26 по 28 мая прошло заседание пленума Межсоборного присутствия – совещательного органа РПЦ, содействующего в подготовке решений, касающихся жизни церкви. За три дня дискуссий под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла обсуждены и одобрены проекты четырех документов: «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», «О светской трудовой деятельности священнослужителей», «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей», а также «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Последний вызвал широкий резонанс, несмотря на то что конечный текст для общего ознакомления появится только после того, как будет рассмотрен на Архиерейском соборе, который назначен на ноябрь этого года.

Почти сразу по завершении пленума в СМИ появились сообщения о том, что РПЦ планирует отказаться от освящения оружия. В церкви поспешили заверить, что это не совсем так. «Термин «освящение» должен относиться только к предметам, посвящаемым Богу: облачениям, сосудам и проч. Во всех остальных случаях можно говорить о благословении», – пояснил руководитель редакционной группы по работе с документами Межсоборного присутствия епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). «Главным адресатом благословения является воин, а не оружие. Оружия могут окропляться святой водой, но именно что в контексте благословения тех воинов, которые будут использовать это оружие. Другими словами, практика благословения оружия вне контекста благословения воинов противоречит богослужебным текстам, да и смыслу церковного действия».

«Я понимаю, что медийное искажение – вещь неизбежная. Но не до такой же степени, – отозвался глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Во-первых, проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» – серьезный богословский текст, касающийся взаимодействия церкви и армии; и таких формулировок там нет. Во-вторых, документы, принимаемые Межсоборным присутствием, – это проекты. И говорить что-то о том, что сделает или собирается сделать церковь, правильно после их вступления в жизнь».

В новом тексте якобы не будет упоминаться оружие массового поражения (ОМП). «Допускается благословение личного оружия, для остальных же его видов предполагается окропление святой водой. Возможно, в будущем появится оружие еще страшнее и разрушительнее ядерного. Поэтому члены церковного собрания решили не упоминать отдельно типы оружия», – рассказал РИА Новости представитель Московского патриархата при европейских организациях архимандрит Филипп (Рябых). Изначально документ назывался «О практике освящения оружия в Русской православной церкви», и там, в частности, говорилось: «Не отражено в традиции православной церкви и не соответствует содержанию самого чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для «освящения» любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения». Пока непонятно, останется ли эта фраза в конечном варианте текста, который уже поменял свое название.

Дискуссия о том, можно ли христианину благословлять ОМП, идет не один год, и пока консенсус, видимо, не достигнут. Ярым защитником этой идеи был бывший председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, умерший в октябре 2020 года. Против выступал епископ Клинский Стефан (Привалов), который также трудился во главе синодального учреждения по взаимодействию с Вооруженными силами, но в апреле с.г. освобожден от должности.

«Нынешний глава Синодального отдела по взаимодействию церкви с вооруженными силами епископ Савватий (Загребельный) не случайно говорит: военные недовольны, что ОМП может быть изъято из практики общего освящения оружия, – рассказал «НГР» доцент, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Борис Кнорре. – В пользу сторонников практики освящения вооружений есть прецеденты как в Византийской империи, так в царской России. Например, у священника Валентина Свенцицкого, служившего проповедником в Добровольческой армии, есть рассказ о том, как он колеблется, освящать ли оружие, потом освящает – и чувствует, что оружие начинает обретать одушевленные черты, металл оживает, пушки будто преклоняются перед знамением креста и т.д.».

По мнению Кнорре, люди в руководстве государства и армии, которые принимают решения по применению ОМП, воспринимают свою миссию как сакральную. «Да, на грани жизни и смерти, но предназначенную для защиты установленного порядка, – пояснил эксперт. – В церкви вообще очень многое связано с сакрализацией смерти или предельных состояний, напоминающих человеку о смерти. В России к этому прибавляется мобилизационное сознание, которое требует от общества крайнего напряжения сил. Это сознание многое окрашивает в героические тона. Когда обязательны жертвенность и крайнее напряжение сил, человек уже не ценится, становится расходным материалом, но сам себя ощущает героем». Кнорре считает, что нынешняя российская политика оказалась достаточно успешной, потому что люди услышали мобилизационный призыв, привычный им по временам «советского величия». «Когда на это накладываются милитаристские традиции православия, получается симбиоз», – сказал религиовед.

Кнорре уточнил, что позиция церкви в отношении ОМП во многом зависит от политического контекста. В 1986 году Синод РПЦ издал Послание «О войне и мире в ядерный век», где вывел ядерную войну за рамки справедливой войны, потому что при глобальном конфликте погибают миллионы невинных людей. «Но тогда все шло в сторону разоружения, – напомнил эксперт. – Сейчас все идет в сторону противостояния государств. Церковь тоже под это подстраивается». «Более того, церковь часто оказывается в авангарде этого оборонного настроя, – добавил Кнорре. – Во многих случаях охранительное церковное сознание провоцирует людей на военно-осадное представление о жизни». Религиовед оговорился, что в РПЦ существуют и миротворческие традиции, и понятие о ценности жизни. «Традиция сложная. Но в целом охранительство побеждает. Этот манихейский дуализм способствует повышению респектабельности военной сферы как чего-то духовно значимого», – резюмировал эксперт.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий