Танкеры стали поперек ядерной сделки | статьи на inet-moll

Инцидент в Оманском заливе произошел в опасной близости к Ормузскому проливу. Карта Михаила Митина

В одной точке сошлись несколько интересов – возобновление ядерной сделки с Ираном, снятие санкций с Исламской Республики, а затем ее присоединение к действиям ОПЕК+ по стабилизации нефтяного рынка. Тревожным фоном этого стали новые инциденты с танкерами вблизи Ормузского пролива, по которому транспортируется до 20% потребляемой в мире нефти. Котировки пока не отреагировали на конфликт, в разжигании которого ряд стран обвинили Тегеран. Но если эскалация ситуации приведет к блокировке маршрута, цены на нефть могут подскочить на десятки долларов за баррель.

Россия надеется, что после снятия санкций с Тегерана Иран подключится к усилиям ОПЕК+ по поддержанию стабильности на нефтяном рынке. Об этом заявил постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.

Он сослался на письмо избранного президента Ирана Ибрахима Раиси генсекретарю ОПЕК Мохаммаду Баркиндо, в котором иранский лидер выразил поддержку усилиям ОПЕК. В четверг состоится инаугурация Раиси. Сообщается, что он занимает более жесткую позицию в отношении Запада, но он не возражает против продолжения переговоров в Вене.

Иран и международные посредники провели в Вене уже несколько раундов переговоров о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.

Как днем ранее сообщил представитель Госдепартамента Нед Прайс, делегация США готова вернуться в Вену для продолжения непрямых консультаций с Ираном по сделке, но Тегеран должен принять решение об участии в них. По его словам, сроки проведения «потенциального седьмого раунда еще предстоит объявить». «Мяч на иранской стороне», – добавил Прайс. Руководство Саудовской Аравии поддерживает усилия администрации президента США по восстановлению ядерной сделки при условии, что у Тегерана не будет доступа к ядерному оружию, заявил министр иностранных дел королевства принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.

Тревожным фоном для этих сообщений стали инциденты с танкерами. Ранее Морская торговая организация Соединенного Королевства (UKMTO) проинформировала, что в ночь с 29 на 30 июля танкер-химовоз Mercer Street подвергся нападению в Аравийском море. При этом глава МИД Великобритании Доминик Рааб утверждал, что «с высокой вероятностью» за нападением на танкер стоит Иран, что в самом Тегеране отрицают.

Инцидент с танкером Mercer Street в Аравийском море не должен повлиять на ход переговоров по ядерной сделке, заявил посол Ирана в Великобритании Мохсен Бахарванд в интервью Financial Times. Но, как уже можно судить по громким заявлениям, он может стать драйвером для нового витка напряженности вокруг Ормузского пролива. Так, Прайс сообщил о проработке «мер реагирования». А начальник Штаба обороны Великобритании генерал Николас Картер призвал Великобританию и страны Запада «вновь активизировать меры сдерживания Ирана».

Практически сразу произошел новый инцидент – захват танкера Asphalt Princess недалеко от побережья ОАЭ: танкер был направлен в сторону Ирана, о причастности которого сообщала и пресса со ссылкой на британские спецслужбы (что Тегеран опять-таки отрицает). Затем UKMTO сообщила, что инцидент с захватом танкера в Оманском заливе исчерпан, нападавшие покинули судно. Между тем, по данным информагентств, там же о потере управления сообщали еще шесть танкеров.

В результате произошедших инцидентов возобновление переговоров по ядерной сделке может быть отсрочено или же позиция США по этому соглашению может претерпеть существенные изменения, допускает аналитик компании «Финам» Анна Зайцева.

На данный момент, по словам эксперта, трудно сказать, кто в действительности стоит за организацией недавних инцидентов вблизи Ормузского пролива. Тут стоит отметить, что со стороны самого Тегерана обвинения звучат в адрес Израиля.

«Однако нельзя исключать, что эта ситуация может быть использована США для усиления давления на Иран. В любом случае эскалация напряженности в Ормузском проливе может спровоцировать резкие скачки нефтяных цен в будущем», – добавила Зайцева.

«В том, чтобы Иран остался под санкциями, заинтересован прежде всего Израиль. Хотя саудитов тоже не стоит сбрасывать со счетов, – продолжил руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев. – Если санкции будут серьезно смягчены или сняты, то на рынок придет от 2,3 до 2,5 млн барр. в сутки персидской нефти. Одномоментно нарастить добычу Иран не сможет. Хотя есть еще нефть в хранилищах. Но эффект от появления персидской нефти будет слабым. Рынок ее переварит».

«Инцидент вблизи Ормузского пролива – это явно политическое действие, акт шантажа, удар по транспортной артерии. После таких действий возрастет цена страховки судов и грузов, идущих этим маршрутом, а значит, вырастет себестоимость этих грузов, а, как максимум, резко сократится число судов, идущих этим маршрутом. Не могу согласиться с западной позицией, что во всем виноват Иран. Конечно, в принципе, Ирану монополизация судоходства в этом районе была бы выгодна. Но не сейчас, не в преддверии возобновления переговоров по ядерной сделке», – сказал «НГ» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, пролив – та веревочка, дернув за которою можно очень сильно повлиять на торговлю углеводородами: «И практически все крупные игроки жаждут повлиять на этот процесс. Поэтому опасность новых инцидентов велика».

Зайцева напомнила, что Ормузский пролив имеет чрезвычайно важное значение для мирового нефтяного рынка, поскольку через него проходит около 20% всех танкерных поставок нефти. Уточним: в прошлом году через него проходило около 18 млн барр. в сутки.

«Ормузский пролив в силу географических причин очень важен для энергетического рынка и ценовой стабильности, поскольку через него проходит примерно 1/5 физических продаж нефти и около трети СПГ, причем практически для всего объема этого СПГ маршрут безальтернативный», – отметил начальник управления компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Как сообщало Управление энергетической информации при Минэнерго США, основываясь на данных отслеживания танкеров, пролив имеет ключевое значение прежде всего для Саудовской Аравии. При этом основная часть сырой нефти и конденсата, которые проходили через Ормузский пролив, направляется на азиатские рынки: в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Сингапур.

«Именно ввиду стратегической важности этой артерии там не раз происходили танкерные войны. Например, еще в 80-е годы прошлого столетия там шло противостояние между Ираном и Ираком, целью которого было подорвать позиции друг друга на нефтяном рынке», – добавила Зайцева.

По ее словам, вероятность аналогичных инцидентов в будущем, конечно же, существует с учетом сохраняющихся противоречий в отношениях между Ираном и западными странами, особенно США. «Для нефтяного рынка подобные конфликты несут в себе риски срыва поставок нефти и возникновения дефицита, что может провоцировать рост биржевых цен на нефть», – отметила эксперт.

«То, что сейчас происходит у побережья Ирана, вероятнее всего, имеет политическое, а не экономическое объяснение. Пиратство (под любым флагом) – это всегда шантаж и выторговывание наиболее оптимальных условий», – продолжил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Если принять версию о причастности Ирана, то он таким способом, видимо, пытается оказать давление на США по ядерной сделке, допустил эксперт.

«На нефтяных ценах и стоимости сжиженного природного газа, который перевозится данным маршрутом, инциденты пока не сказались», – отметил он. «В настоящий момент инцидент и шумиха вокруг него никак на мировом рынке нефти не отражаются. Котировки предпринимают новые попытки снижения. Инцидент, конечно, обостряет ситуацию вокруг Ирана, но вряд ли может рассматриваться как проявление чьей-то долгосрочной стратегии», – добавил Александров. На рынке явно не закладывают в цену сценарий масштабного конфликта в Ормузском проливе, обратил внимание старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.

Но в случае блокировки Ормузского пролива последствия могут быть серьезными. «Остановка маршрута приведет к новому витку роста цен на газ и нефть как в Европе, так и в Азии, вызовет политическую напряженность в регионе и может закончиться военным конфликтом в Персидском заливе», – считает Деев. Как могут подскочить цены – зависит от длительности блокировки пролива. «Может быть, сразу на 10–20 долл. за неделю или месяц», – допускает эксперт. Выиграют ли поставщики нефти? Теоретически да, но не все, а только те, чьи поставки зависят от пролива в меньшей степени. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий