Спектакль «Посадить дерево» – вроде бы о традиции, которой не стало, а вроде бы и совсем о другом

Благое дело неожиданно оборачивается вооруженным конфликтом. Фото Александра Курова

Театр «Практика» отметил старый новый год премьерой спектакля «Посадить дерево» по пьесе Алексея Житковского. Это новый совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана.

…Что такое: культпросвет, анекдот, водевиль? По крайней мере треть зрительного зала реагировала на действо как на водевиль – куплеты, правда, не исполнялись, но земля на сцене нет-нет да и заговаривала смешным таким голоском, какой бывает после шарика, надутого гелием. Комментировала, так сказать, происходящее в стиле циркового коверного.

Но уже это в самом спектакле, а перед его началом тоже был номер – справа возле сцены за, условно говоря, пюпитр встала дама, сообщила, что она режиссер этого спектакля Марина Брусникина, и принялась читать с листа академические сведения о правильной посадке саженцев, их болезнях и т.д. Прямо какая-то научка для ответственного садовода: «излишнее заглубление», «корневая шейка», «кольцевое повреждение» и т.д. и т.п. Зачитывалось это, как мне показалось, минут 10 в абсолютной тишине (то был пресс-показ – прямо зауважала присутствующих коллег, самой очень хотелось гаркнуть: «Что за ненужные подробности мы тут выслушиваем?»). И очень занимала мысль, затеяна ли лекция только для пресс-показа или ее будут поставлять в комплекте со спектаклем обычной публике. (Сама и отвечу: в театре «Практика» публика необычная, да и называет он себя экспериментальным центром новой драмы, так что, вероятно, и далее лекция будет иметь место и терпеливо выслушиваться.)

Спектакль на четыре человека (два главных героя, два второстепенных) идет полтора часа без перерыва, тема – отцы и дети (что получилось даже несколько фигурально, поскольку отца играет Михаил Ефремов, а сына – Николай Ефремов). Отец родом не только из Союза, но и из реальности, сын же – из новейшей истории и виртуальных погружений. Старший привез младшего на природу, дабы выполнить первое из мужского триединства – посадить дерево. Прихватив с собой лопату и купленный на рынке саженец яблони.

Младший недоумевает, зачем все это надо, и не понимает, как может быть связана посадка дерева с ощущением выполненности мужского долга. Он вообще много чего в реальной жизни не понимает и задает отцу кучу странных вопросов, это обнаруживающих. Так они, препираясь и даже подравшись (драка решена как синхронные танцевальные движения), обнаруживают, что саженец выглядит с обоих концов подозрительно одинаково, и какой из них совать в выкопанную яму – непонятно. Да он же пластиковый, соображает сын, надули тебя на рынке, батя. А батя как громом поражен – вот это облом так облом…

Отец (Михаил Ефремов) привез сына
(Николай Ефремов) на природу, дабы
выполнить первое из мужского триединства –
посадить дерево. Фото Александра Курова

Оставшиеся полчаса на сцене творится то ли чистый анекдот, то ли театр абсурда. С пистолетной стрельбой появляются охранники (Валерий Трошин, Олег Тополянский) и сладострастно принимаются объяснять отцу и сыну, как круто те попали, выкопав яму на элитном поле для гольфа, принадлежащем депутату, и тем самым его категорически испортив. Немного пугалок, немного драки – танца… Старый романтик предлагает решить проблему, закопав и замаскировав яму, а молодой прагматик быстро находит современное решение вопроса, убедив охранников, что ведь и их повяжут, ибо не уследили: «А если оно само выросло – никто не виноват, верно?» Пластиковый саженец «made in China» воткнут в землю. Финал спектакля.

На афише обозначено «не драма» – не уверена. О чем спектакль – о том, что старшее поколение знает/поучает, но когда дело касается чего-то серьезного, теряется и выпадает в осадок, а вот молодые/виртуальные легко находят выход? Всунув в землю пластмассовую палку… Ок, мораль понятна, но при чем здесь деревья и длинная садоводческая лекция вначале? Просто как рамка для идеи? Вот что говорит автор пьесы Алексей Житковский: «Посадить дерево» – о борьбе поколений, о вечном непонимании между отцами и сыновьями, старшими и младшими, слабыми и сильными. Но задумывалась пьеса несколько иначе, не как глобальное размышление, а скорее как эксперимент».

Что-то в спектакле безусловно понравилось – минимализм декораций (художник Николай Симонов ) – зеленое синтетическое покрытие-травка с парой холмиков, танцевальное обозначение драк. А если серьезно, то и на «Посадить дерево», и на «Построить дом», и на «Родить сына», и на чтение телефонной книги, и на озвучивание «Желтых страниц» пойду с восторгом, если представлять их будет артист Михаил Ефремов. Какие органика, точность, выверенность, исполнительское мастерство – как же классно работает этот профессионал!

Кстати, родом, как и его незадачливый герой, из Союза. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий