Смогли бы деды победить Гитлера без помощи американцев и Британии? | статьи на inet-moll

Дедам помогали.

Как-то не замечал, чтобы поклоники СССР, свидетели побед «дедов» и желающие повторить упоминали тот факт, что 3 июля 1941 года Сталин, выступая по радио, произнес слова, прежде немыслимые:

— В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки.

Соединенные Штаты еще не находились в состоянии войны с Германией, но Рузвельт сказал, что поможет Советской России. 29 июля в кабинет Сталина в Кремле вошел Гарри Гопкинс, личный представитель президента.

1 октября в Москве закончилась конференция представителей СССР, США и Великобритании. Подписали секретный протокол о поставках Советскому Союзу вооружения, техники и других товаров, включая пшеницу. 7 ноября Рузвельт распространил закон о ленд-лизе на Советский Союз.

30 октябоя 1941 года Франклин Делано Рузвельт одобрил выделение 1 млрд долларов в качестве помощи Советскому Союзу…

«Опять про ленд-лиз», «сколько можно», «да великий Сталин и без всяких америкосов эту нечисть гитлеровскую победил бы», «сколько той помощи было», «деды своей кровью всё оплатили»,… заведет после прочтения этих строк свою излюбленную песню каждый ватный любитель «совка».
Не стану никого переубеждать. Не буду даже напоминать, что за поставки по ленд-лизу СССР в итоге так и не расплатился, это тема для другого разговора. Просто приведу некоторые цифры и факты только по авиации и бронетехнике, полученной Союзом от западных союзников. Ведь логично, что любая война — это прежде всего вооружение. Без него никакой победы не может быть. Начинаем с авиации.

22 июня 1941 года было потеряно 1200 самолётов. Две трети было уничтожено на аэродромах. Новые советские МиГ-3, Як-1, ЛаГ-3 уступали «мессерам» по многим характеристикам. Одним из существенных преимуществ Люфтваффе было наличие радиостанций на всех немецких истребителях. На советских самолётах практически не было радиосвязи. Даже на новых типах техники приёмо-передающая радиостанция ставилась на одном из десяти самолётов. Уверенности немецким лётчикам придавали и передние бронестёкла.

После столь существенных потерь в первые недели войны и эвакуации 3/4 авиационной промышленности в тыл советская армия испытывала катастрофическую нехватку самолётов. Уже 28 августа 1941 года на аэродроме Ваенга под Мурманском приземлились 24 истребителя «Харрикейн» с британскими опознавательными знаками. Ещё 15 самолётов прибыли в ящиках в Архангельск. Все они отправились на Северный флот.

До конца 1941 года союзники предоставили СССР 730 истребителей.

В конце 1942 года советские лётчики начали осваивать знаменитые «Аэрокобры». На этом необычном самолёте с задним расположением двигателя летали самые результативные советские асы: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Николай Гуляев, братья Глинки, Александр Клубов. В СССР по ленд-лизу было поставлено 5000 «Аэрокобр». Самолёт имел мощное вооружение и отличную манёвренность на малых и средних высотах, на которых работали советские лётчики. Главным недостатком была сложность в пилотировании. Истребитель требовал высокой квалификации пилотов. Поставляемые самолёты дорабатывались под советские нужды. Например, усиливалась хвостовая часть под энергичное маневрирование.

«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолеты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемета и четыре пулемета нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Мое настроение не испортилось и после предупреждения летчиков об опасной особенности самолета срываться в штопор из-за задней центровки».
(А Покрышкин. Трижды Герой Советского Союза).

Другой знаменитой машиной, поставлявшейся в СССР, стал B-25. В СССР очень ценили его отличное навигационное оборудование и использовали как дальний ночной бомбардировщик. Поставки начались уже в 1942 году. Ночью 30 декабря 1942 несколько эскадрилий «Митчеллов» без потерь со своей стороны разбомбили железнодорожную станцию Витебск.

С мая 1942 года начали поступать фронтовые бомбардировщики – «Дуглас» A-20 «Бостон». Лётчики считали его более надёжным и эффективным? чем знаменитый Пе-2. Американец был очень живучий, мог продолжать полёт на одном моторе, имел отличный обзор, достойную бомбовую нагрузку и очень хорошее навигационное оборудование. Недостаток оказался один – слабое оборонительное вооружение. В морской авиации А-20 оказались способны нести две торпеды.

В апреле 1943-го из 5500 самолётов в действующей советской армии четверть была импортного производства. СССР получил десятки различных типов самолётов – транспортных, истребителей, бомбардировщиков и даже амфибий. А также ремонтные мастерские, запасные части и топливо.

Но и это не всё. Американская помощь не ограничивалась поставками только готовых изделий. К 1943 году в СССР было поставлено на поток производство новых самолётов. Реалии войны требовали применения в самолётостроении новых технологий с использованием сплавов цветных металлов. В 1941-42 годах СССР при производстве самолётов использовал деревянные каркасы, фанеру, перкаль (ткань). Противостоять цельнометаллическим «мессерам» такие истребители не могли. СССР нуждался в поставках дюралюминия из-за рубежа: производство дюралюминия из-за потери заводов в западной части СССР упало в 430 раз.

Знаменитый штурмовик Ил-2 производился из импортного алюминия. За всю войну в СССР было поставлено более 300 000 тонн алюминия и дюралюминия – немногим больше, чем было произведено на советских предприятиях.
И это вкратце только то, что касается авиации.

11 октября 1941 года в Архангельск прибыли британские танки «Матильда». На обкатку и освоение модели у советских солдат было всего 15 дней. Танк был вынужденным компромиссом. Он создавался для войны в пустынях, а не в зимней России. Были проблемы с ходовой частью, с двигателем. Для танка не было фугасно-осколочных снарядов. Осенью 1941-го начали поставлять и другой британский танк, Mk.III «Валентайн». Всего было поставлено 350 «Матильд» и «Валентайнов». Но на тот момент это была существенная помощь. К декабрю 1941-го в советской армии оставалось всего 1700 танков. Из них 20% – английские.

А уже в январе 1942 года на фронт начали поступать первые американские танки M3 «Стюарт», а с февраля – и средние танки M3 «Ли». Они тоже были вынужденной мерой и не отвечали требованиям фронта. Зато настоящей боевой машиной Второй Мировой войны стал M4 «Шерман». Его производство в США началось в феврале 1942 года. По сравнению с советскими машинами «Эмча» (так называли M4 советские танкисты) была легче в управлении и более вынослива на длинных маршах. Двигатель не требовал частой регулировки. Ценной особенностью оказалось и то, что M4 работал тише и меньше лязгал гусеницами, что позволяло незаметно подкрадываться к противнику. Одним из главных достоинств M4 было то, что они все оснащались рациями.
Причём по сравнению с советскими это были рации другого уровня. Одна работала на ультракоротких волнах и обеспечивала связь в бою на дистанциях до 2 км. Вторая позволяла связываться с командованием на расстояниях в десятки километров. «Шерманы» зарекомендовали себя очень хорошо в советской армии и поставлялись до конца войны. Одним из военных «мемов» стали подарки американских рабочих, которые те оставляли в танках M4, отправляемых в СССР. Спиртное и одежда были приятным и полезным сюрпризом для бойцов. А входившие в состав комплекта оборудования танка кофеварки производили большое впечатление на советских механиков. В СССР было поставлено около 4000 «Шерманов».

«Ещё один большой плюс «Шермана» заключался в подзарядке аккумуляторов. На нашей тридцатьчетверке для зарядки аккумулятора нужно было гонять двигатель на полную мощность, все 500 лошадей. У «Шермана» в боевом отделении стоял зарядный бензиновый мотоблок, маленький, как мотоциклетный. Завел его – и он тебе зарядил аккумулятор. Для нас это было великое дело!»
(Д.Ф. Лоза)

Кроме того, благодаря поставкам по ленд-лизу советские конструкторы получили доступ к американским и английским новинкам бронетехники. Детальное изучение узлов и агрегатов позволяло усовершенствовать собственную бронетехнику. 10% от общего числа советских танков, участвовавших в боях, были машинами, поставленными по ленд-лизу.

И опять не о готовой продукции.
около 400 000 тонн – по ленд-лизу было поставлено меди. И около 470 000 тонн кобальта, что было сопоставимо с советским производством в условиях войны. Олова США поставили 13 000 тонн, но это в два раза больше, чем произведено в СССР. Молибдена – 9000 тонн, но он был очень важен при производстве легированной стали для артиллерийских и танковых заводов. Стали тоже не хватало. 18 млн тонн в год производил СССР до войны. В 1940 году в США стали выплавлялось более 60 млн тонн. Всего за годы войны по ленд-лизу в СССР было поставлено 2,3 млн тонн стали. Этого количества достаточно для производства 70 000 танков Т-34.

Важнейшим фактором, о котором нельзя не упомянуть, были и достижения техники, Огромными по значению были поставки станков и оборудования. Благодаря им быстро вошли в строй новые цеха и целые предприятия в тылу, которые позволили переломить ход войны. Некоторые из этих станков, кстати, работают в России до сих пор.

Помощь США Советскому Союзу была столь огромна, что уже в 1942 году в самих Штатах начался дефицит продуктов питания, бензина, покрышек. Покрышки и бензин в больших объёмах поступали в СССР: каждое третье колесо советских автомобилей было получено по ленд-лизу. Но помощь американцев не ограничивалась только поставками готовых изделий. Например, в 1943 году американские специалисты на своих технологиях и оборудовании запустили нефтеперерабатывающие заводы в Куйбышеве, Орске, Красноводске и других городах СССР.

Так смогли бы деды победить Гитлера без помощи американцев и Британии?

Ну, и в заключение добавлю ещё несколько фактов и цитат.

Анастас Микоян вспоминал:
«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Но осенью 1941 года мы всё потеряли. И если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие – ещё неизвестно, как бы дело обернулось».

А в далёком от военных лет 1963 году прослушка КГБ зафиксировала такое высказывание опального маршала Георгия Жукова:
«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии».

Источник: skrepohistory.livejournal.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий