«Слава танкистам, чье сердце из стали!» | статьи на inet-moll

Серго Орджоникидзе и Михаил Тухачевский входили в число основных организаторов переоснащения Красной армии. Фото © РИА Новости

Наше танкостроение отмечает столетний юбилей. Для многих граждан нашей страны – России и народов других республик, входивших в состав СССР, – это знаковое событие. На протяжении многих десятилетий после победного мая 1945 года броневой щит нашего Отечества сохранял незыблемость наших границ, созидательный труд и спокойствие наших народов, оберегал мир на Европейском континенте, сдерживая наших противников от агрессивных намерений.

Решающую роль в достижении победы над врагом в период Великой Отечественной войны сыграли танковые войска. Танкисты и танкостроители своим ратным трудом заслужили всенародное признание. Слова «Слава танкистам, чье сердце из стали, слава народу, кующему сталь!» стали символом единения танкистов и танкостроителей. Поздравление к празднику «День танкистов», учрежденному Указом Верховного Совета СССР от 16 июля 1946 года, гласит: «Учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил бронетанковой техникой, установить ежегодный праздник – День танкистов». Эти слова торжественно и строго определили роль танкистов и танкостроителей в Великой Отечественной войне.

Но к этому указу лежал изнурительно тяжелый, порой трагический, но в то же время и героический путь. И этот путь продолжают современники – танкисты и танкостроители, свято сохраняя традиции предшественников.

Появление танков объективно определилось переменами в формах и методах вооруженной борьбы. Первоначальная идея создания танков состояла в том, чтобы они в ходе боя могли подавлять уцелевшие после артиллерийского поражения огневые средства противника, и в первую очередь пулеметы.

Далее, провести за собой атакующую пехоту через инженерные заграждения, прорвать оборону противника и создать условия для дальнейшего развития успеха. Первое боевое применение англичанами двух танковых рот в количестве 49 единиц в сражении на реке Сомме 15 сентября 1916 года по причине низкой надежности танков и неправильной тактики их применения не было удачным. По мере совершенствования танков, увеличения их численности совершенствуются структура и методы их использования. И уже через год, 20 ноября 1917 года, атака британского танкового корпуса в составе 476 танков в сражении при Камбре увенчалась ошеломительным успехом.

Без преувеличения можно констатировать, что именно их применение на фронтах Первой мировой войны предопределило ее исход.

В России первые танки были выпущены лишь после Гражданской войны по прототипам зарубежных образцов.

Советское правительство было крайне обеспокоено отсутствием промышленной технологии для производства танков в нашей стране.

За границу направлялись десятки наиболее талантливых молодых специалистов учиться танковому делу. Изучаются достижения в танкостроении США, Германии, Великобритании, закупаются современные технологии для оснастки вновь создаваемых предприятий, закупаются отдельные, наиболее перспективные образцы бронетанковой техники как прототипы для отечественных разработок. Создаются целевые конструкторские бюро в Москве, в Харькове при Харьковском паровозостроительном заводе, в Ленинграде при Путиловском заводе, создаются также научно-исследовательские центры: Научный автомобильный моторный институт (НАМИ) и Научный автотракторный институт (НАТИ) в Москве. Создаются органы управления в военной промышленности: Совет военной промышленности и Главное управление военной промышленности. Приглашается большое количество иностранных специалистов для строительства новых заводов. В это время появляются такие предприятия, как автомобильный Завод им. Сталина в Москве, Горьковский автомобильный завод, Челябинский тракторный завод, Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле, Уралмаш в Свердловске, легендарная Магнитка на Урале и ряд других крупных промышленных предприятий. Они стали флагманами среднего и тяжелого машиностроения в Советском Союзе. Уже в 1926 году был спроектирован и готов к испытаниям малый танк сопровождения МС-1.

Развитие танкостроения подталкивало и стимулировало развитие теории и практики боевого применения танков.

В начале 1930-х годов в нашей стране разрабатываются первые наставления по боевому применению танковых и бронеавтомобильных частей. Этот период характеризуется как этап становления советской теории применения бронетанковых войск на новой материально-технической базе.

Учитывая опыт боевого применения танков в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, Харьковское конструкторское бюро под руководством

М.И. Кошкина и его заместителей А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко в 1939 году создало средний танк Т-34. Он явился шедевром мирового танкостроения. На нем были впервые в мире применены для средних танков 76,2-мм длинноствольная танковая пушка, танковый дизель, широкие гусеницы и дифференцированная противоснарядная броневая защита.

Одновременно с танком Т-34 был принят на вооружение тяжелый танк КВ-1. Появление в 1943 году на поле боя новых немецких танков T-V «Пантера» и T-VIН «Тигр» стимулировало интенсивную работу над новым образцом тяжелого танка. При этом оказалось необходимым дальнейшее усиление защиты и особенно повышение огневой мощи. Первое обусловливалось стремлением получить приемлемый уровень защиты от 75-мм пушки танка T-V и 88-мм пушки танка T-VIН, а второе – резко возросшей толщиной брони данных машин, которая в носовой части корпуса достигала 100 мм. Важно было обеспечить возможность поражения немецких танков на больших дальностях огневого боя. Все это привело к принципиально новой конструкции тяжелого танка, который получил марку ИС (последующие модификации ИС-2, ИС-3). Танк ИС-2 был одним из самых мощных тяжелых танков войны. Он превосходил немецкий танк Т-VIH и мог успешно бороться с появившимся летом 1944 года танком Т-VIB.

В истории отечественного танкостроения различают четыре периода:

– довоенный (1920–1941);

– военный (1941–1945);

– послевоенный (1945–1991);

– период танкостроения Российской Федерации с 1991 года до настоящего времени.

В довоенный период первыми танками, состоявшими на вооружении Красной армии, были трофейные британские танки «Тейлор», «Рикардо» и французские танки «Рено», захваченные у белогвардейцев во время Гражданской войны. Трофейный легкий танк «Рено», захваченный в 1919 году под Одессой и подаренный В.И. Ленину, по его указанию был отправлен на Сормовский судостроительный завод в Нижнем Новгороде для использования в качестве прототипа при создании первых советских танков. Для организации серийного производства использование трофейных танков давало большой выигрыш во времени. В 1920–1921 годах на Сормовском заводе было выпущено 15 легких танков «Рено русский», каждому из которых было присвоено персональное название. День 31 августа 1920 года, когда первый советский танк под названием «Борец за свободу тов. Ленин» вышел в испытательный пробег, принято считать началом отечественного танкостроения.

Восстановление народного хозяйства, разрушенного во время Гражданской войны, создавало предпосылки для организации производства танков для броневых сил Красной армии.

Легкий танк «Рено», захваченный 
под Одессой, стал прототипом первых 
советских бронированных машин. Фото 
1919 года из журнала «Знание истории» 
№ 54 (март 1983 года)

В 1929 году Пятый съезд народных депутатов СССР дал поручение правительству Советского Союза «при исполнении первого пятилетнего плана 1928-1932 годов принять необходимые конкретные меры по развитию тех отраслей народного хозяйства, которые нацелены на обеспечение обороноспособности страны». В этом же году Центральный комитет Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков (ЦК ВПК(б)) конкретизировал задачу по переоснащению Красной армии на новую бронетанковую технику, конкретно указав Реввоенсовету: «…наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения элитных образцов… современных типов танков, бронемашин, и… всеми силами следует культивировать и развивать свои, советские научно-конструкторские силы, особенно в моторостроении». Основными организаторами реализации поставленных задач становятся Председатель ВСНХ СССР Г.К. Орджоникидзе, секретарь ЦК ВКП(б) С.М. Киров, начальник Вооружения РККА М.Н. Тухачевский, начальник Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепский.

Исходя из экономических факторов и отсутствия у вероятных противников противотанковой артиллерии, основной упор в оснащении Красной армии делался на развитие легких танков. В 1925 году московское Техническое бюро в системе Главного управления военной промышленности разработало проект легкого танка, предназначенного для непосредственной поддержки пехоты. Танк получил индекс Т-18 и 6 июля 1927 года был принят на вооружение РККА под наименованием МС-1 (малый сопровождения). Всего до 1932 года на ленинградском заводе «Большевик» было изготовлено 962 танка МС-1. В середине 1930-х годов танки МС-1 как устаревшие были сняты с вооружения и изъяты из состава боевых частей и учебных заведений Красной армии.

В начале 1930-х годов советская военная наука определила основные способы боевого применения танков. В соответствии с разработанной Генштабом теорией высокоманевренных боевых действий и глубокой наступательной операции их предлагалось использовать не только как средство непосредственной поддержки пехоты, но и для решения оперативных задач в составе танковых и механизированных корпусов и дивизий. Учитывая опыт Первой мировой войны и развитие инженерных сооружений за рубежом (строительство линии Мажино во Франции и линии Маннергейма в Финляндии), было признано необходимым иметь не только легкие, но и другие типы танков. В июле 1929 года советское правительство приняло постановление, в котором предусматривалось создание для Красной армии пяти типов танков: разведывательных, общевойсковых, оперативных, качественного усиления и особого назначения.

Решение поставленной задачи в короткие сроки планировалось осуществить путем привлечения зарубежных конструкторов, закупки современных образцов иностранных танков для использования их в качестве прототипов при создании танков собственной конструкции, а также подготовки собственных кадров танкостроителей различных специальностей.

В 1931 году на заводе «Большевик» в Ленинграде было создано конструкторское бюро, в состав которого входили немецкие и советские конструкторы. Главным конструктором был назначен немец Эдвард Гротте. В том же году был разработан и изготовлен в одном экземпляре средний танк ТГ (танк Гротте). Для ускорения разработки необходимых образцов бронетанкового вооружения в начале 1930-х годов были закуплены в Великобритании партия легких танков «Виккерс», а в США – два танка конструктора Джона Уолтера Кристи. На основе этих зарубежных образцов были созданы и приняты на вооружение в 1931 году легкие танки Т-26 и БТ-2. Кроме того, удалось ознакомиться с общими характеристиками британских танков «Виккерс-16 тонн» и «Индепендент», которые были использованы при разработке среднего танка Т-28 и тяжелого танка Т-35.

В 1931–1933 годах в СССР были построены и введены в эксплуатацию Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Горьковский автомобильный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске, на которых при необходимости предусматривался выпуск танков. Для изготовления экспериментальных боевых машин в 1933 году был создан Ленинградский опытный завод № 185.

В связи с быстрым ростом бронетанковых войск, оснащением частей и соединений Красной армии новыми образцами танков всех типов и строительством заводов, на которых предусматривался выпуск бронетанкового вооружения и техники, страна остро нуждалась в подготовке квалифицированных командных и инженерных кадров танкистов всех категорий. В то время ни одно учебное заведение в стране не могло подготовить такие кадры одновременно для танковых войск и оборонной промышленности. Предстояло создать новое военное учебное заведение, которое имело бы профессорско-преподавательский состав необходимой квалификации, специализированные учебные классы, танковый парк, полигон, танкодром, вододром, автодром, огневой городок, директрисы для стрельбы из танка, кафедральные научно-исследовательские и учебные лаборатории. Поэтому в соответствии с приказом РВС СССР № 039 от 13 мая 1932 года была создана в Москве Военная академия механизации и моторизации РККА на базе факультета механизации и моторизации ленинградской Военно-технической академии РККА им. Ф.Э. Дзержинского и военно-промышленного факультета Московского автотракторного института им. М.В. Ломоносова. Три факультета академии – командный, эксплуатационный и конструкторский – давали фундаментальные знания по конструированию, эксплуатации и ремонту образцов бронетанкового вооружения и технологии их производства. Именно в эти годы в стенах академии получили образование выдающиеся танковые командиры, организаторы танковой промышленности и руководители танкотехнического обеспечения войск.

На основе британских и американских 
образцов в 1931 году был создан средний
танк Т-28. Фото из книги Михаила Свирина 
«Танковая мощь СССР». М., 2008

До войны серийное производство танков осуществлялось на Кировском заводе (танки Т-28 и КВ), на заводе № 174 в Ленинграде (танки Т-26), на заводе № 183 в Харькове (танки БТ, Т-35 и Т-34) и на заводе № 37 в Москве (танки Т-37А, Т-38, Т-40).

В 1933 году для укомплектования частей и соединений Красной армии были приняты пять типов танков: разведывательный танк Т-37А, общевойсковой танк Т-26 для непосредственной поддержки пехоты, оперативный колесно-гусеничный танк БТ для действий в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, танк качественного усиления Т-28 для прорыва обороны противника и танк особого назначения Т-35 для усиления общевойсковых соединений при прорыве укрепленных оборонительных полос противника. Танки Т-26 вместе с танками БТ составляли основу довоенного танкового парка. За период 1931–1941 годов заводом № 174 было поставлено в войска 11 218 танков Т-26 всех модификаций. Харьковским заводом № 183 в период 1932–1940 годов было поставлено в войска 8060 танков БТ различных модификаций. Танки Т-26 и БТ не уступали лучшим однотипным танкам зарубежных стран.

Средний трехбашенный танк Т-28 производился на заводе «Красный путиловец», который в 1934 году был переименован в Кировский завод. Всего было поставлено в войска 503 танка. Тяжелый пятибашенный танк Т-35 производился в Харькове на заводе № 183. Всего было поставлено в войска 59 танков. Плавающие танки Т-37А, Т-38 и Т-40 были созданы на базе автомобильных агрегатов и производились на заводе № 37 в Москве и на Горьковском автомобильном заводе. Всего было поставлено в войска 2627 танков Т-37, 1382 танка Т-38 и 233 танка Т-40. Плавающие танки выпускались серийно только в нашей стране.

До создания танков Т-34 и КВ особенностями конструкций среднего и тяжелого танков являлись размещение экипажа и вооружения в нескольких башнях, установка одинаковой короткоствольной 76,2-мм пушки и применение единого 7,62-мм пулемета ДТ, отсутствие противоснарядного бронирования, использование авиационного карбюраторного двигателя и типичной схемы механической трансмиссии. Для легких танков было характерно выполнение командиром машины одновременно функций наводчика, применение как блокированной, так и индивидуальной подвески, использование как гусеничного, так и колесно-гусеничного движителя.

Новой ступенью развития танков довоенного периода явилось создание танков Т-34 и КВ, которые были приняты на вооружение 19 декабря 1939 года. Танк Т-34 был разработан в Харькове на заводе № 183 конструкторским бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина. Серийное производство было организовано в 1940 году сначала на Харьковском заводе, а затем на Сталинградском тракторном заводе. Всего до 1 июля 1941 года был выпущен 931 танк в Харькове и 294 танка изготовлено в Сталинграде. Танк Т-34 будет во всем мире заслуженно признан лучшим танком Второй мировой войны.

В танке Т-34 было достигнуто оптимальное сочетание боевых свойств – огневой мощи, защищенности и подвижности. Это позволяло танку успешно действовать в наступлении и в обороне, при совершении марша, а также в различных погодных и климатических условиях, в любое время года и на любой местности.

Исключительно важным достижением отечественного танкостроения в 1930-е годы было создание танкового дизеля В-2. Разговоры о том, что конструкция В-2 была заимствована у итальянских авиаторов, не более чем легенда. Никаких существенных доказательств этому нет. Но есть расписанный буквально по месяцам план работы коллектива, создавшего этот двигатель. Проектирование двигателя было начато в сентябре 1932 года, а уже в октябре 1933 года первый образец двигателя, безусловно не совсем удачный, был установлен на танк БТ-5. Современным двигателестроителям можно поучиться темпам работы их предшественников. Огромная заслуга в создании дизеля В-2 принадлежит К.Ф. Чулпану, награжденному за эту работу в 1935 году орденом Ленина, а в 1937 году репрессированному. Уникальность дизеля В-2 состоит в том, что он служит образцом для отечественного танкостроения и по настоящее время.

Тяжелый танк КВ-1 был разработан в Ленинграде конструкторским бюро Кировского завода во главе с Жозефом Яковлевичем Котиным. На его базе был создан танк КВ-2 со 152-мм гаубицей. Всего до начала войны было изготовлено 639 танков КВ-1 и КВ-2. Эти танки по вооружению и броневой защите были самыми мощными серийными танками в мире. За рубежом не было танков, которые имели бы такие высокие боевые характеристики, как у

Т-34 и КВ. В довоенный период был выполнен большой объем опытно-конструкторских работ. Среди них наибольший интерес для дальнейшего совершенствования танков представляли телескопический прицел ТОС-1 со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, телемеханическая группа танков Т-26, танк преодоления препятствий ТПП-2, ракетные танки на базе танка БТ, танк Т-38 со стабилизированной башней, танк с газодинамической пушкой Курчевского, оптический дальномер и ИК-приборы ночного видения на танке Т-35, гидромеханическая трансмиссия танка Т-28, ОПВТ на танках БТ, Т-26 и Т-28.

Для объективного анализа развития советских танков необходимо кратко рассмотреть состояние танкостроения за рубежом. К началу Второй мировой войны танки собственной конструкции производили, кроме СССР, 12 государств: Великобритания, Франция, Германия, США, Япония, Польша, Чехословакия, Швеция, Эстония, Венгрия, Румыния и Финляндия. Франция после Первой мировой войны имела самый многочисленный в мире танковый парк – 3870 танков, из которых большинство составляли легкие танки «Рено». По финансовым соображениям модернизация, а также создание новых образцов затянулись, так как предпочтение было отдано строительству оборонительной линии Мажино. Устаревшие танки «Рено» находились в армии до захвата Франции Германией в 1940 году. Франция к этому времени имела 2677 танков, из них около 500 средних танков СОМУА.

Великобритания после Первой мировой войны сосредоточилась на производстве главным образом легких танков. Это объяснялось ее колониальной политикой и внешней торговлей, так как дешевые легкие танки пользовались повышенным спросом. До середины 1930-х годов в Великобритании, занимавшей ведущее положение в зарубежном танкостроении, было произведено 1148 танков, имевших в основном пулеметное вооружение. После посещения представителями Великобритании Киевских маневров 1935 года стали создаваться крейсерские (по типу БТ) танки «Крусайдер»и пехотные танки «Матильда» и «Валентайн». В США, учитывая географическое положение страны, главная роль отводилась развитию ВМФ и ВВС. К началу войны на вооружении состояло около 300 устаревших образцов легких танков М3л и средних танков М3с.

Если немцы во время Первой мировой войны недооценили роль танков, то теперь они поняли свои ошибки и, планируя будущую войну как войну «блицкрига», делали упор на развитие авиации и танков. На 1 сентября 1939 года танковый парк Германии насчитывал 3195 танков, из которых средних танков Т-III было только 98, а Т-IV – 211. Немецкие танки оказались столь грозными вследствие тактики их применения. Все танки были сосредоточены в танковых дивизиях и взаимодействовали с мотопехотой, обладавшей подвижностью, близкой к подвижности танков.

Подводя итоги первого периода отечественного танкостроения необходимо отметить: в короткие сроки восстановления народного хозяйства после разрухи Первой мировой и Гражданской войн были заложены основы развития отечественного танкостроения, создана танковая промышленность, способная развернуть мобилизационные мощности в особый период войны; создан научно-технический потенциал, обеспечивший к началу Великой Отечественной войны разработку и организацию производства своих отечественных танков Т-34 и КВ, превосходящих все имеющиеся в мире танки по боевой эффективности; проведена огромная работа по подготовке кадров для танковых войск и танкостроения. Академия механизации и моторизации РККА, созданная в 1932 году, на протяжении своего существования до 1998 года и другие учебные заведения давали фундаментальные знания по конструированию, эксплуатации и ремонту бронетанкового вооружения и техники, технологии их производства. К началу Великой Отечественной войны танковая промышленность оснастила Красную армию самым многочисленным в мире танковым парком, включающим все типы танков. Наша страна вышла в лидеры мирового танкостроения, что стало залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий