Сфере услуг не спастись без увеличения доходов населения | статьи на inet-moll

Российские потребители за время самоизоляции соскучились по некоторым услугам, но теперь спрос ограничен падающими доходами. Фото РИА Новости

После ослабления карантинных мер российская сфера услуг в июле показала максимальный за период с 2008-го рост деловой активности, сообщают специалисты IHS Markit. По данным Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка, в июле объемы трат населения «вышли на уровень 2019-го». Оживление связано с отложенным спросом и эффектом низкой базы. Однако обвал доходов населения, достигающий почти 10%, не сулит в этом году восстановления до докризисного уровня ни сфере услуг, ни экономике в целом.

В июле произошел разворот деловой активности в сфере услуг РФ, случившийся после сокращения, наблюдавшегося в предыдущие четыре месяца. Так полагают эксперты Markit, в июле зафиксировавшие в отрасли максимальные за 12 лет темпы роста деловой активности.

Сезонно скорректированный индекс IHS Markit российской сферы услуг составил 58,5 балла на старте третьего квартала, заметно превысив июньские 47,8 балла. Этот индекс учитывает ответы менеджеров по закупкам около 250 предприятий сферы услуг за исключением розничной торговли. Значение индекса варьируется от 0 до 100, показатель выше отметки 50 указывает на улучшение ситуации в отрасли по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 – на ухудшение.

«Участники исследования часто заявляли, что рост притока новых заказов связан с ослаблением мер по самоизоляции и возобновлением клиентской деятельности. Тем не менее спрос со стороны иностранных клиентов до сих пор не восстановился, поскольку новые экспортные заказы падали более ускоренными темпами», – пояснили аналитики.

Кроме того, как уточняет экономист компании IHS Markit Шиан Джонс, «исторически слабый общий спрос привел к дальнейшей потере рабочих мест, так как компании стремились сократить свои ежемесячные расходы на фоне неопределенности, связанной с COVID-19».

Ранее Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики сообщал, что во втором квартале 2020-го в сфере услуг РФ случился «беспрецедентный обвал предпринимательских настроений»: падение индекса предпринимательской уверенности относительно предыдущего квартала составило 38 процентных пунктов и достигло рекордно низкой отметки – минус 40%. Этот индекс строится на ответах отраслевых руководителей и отражает их оценки текущей динамики спроса, экономического положения организаций, а также их прогнозы дальнейшего развития ситуации. Положительное значение индекса указывает на рост деловой активности организаций и улучшение делового климата в отрасли; отрицательное значение – на ухудшение.

«Оперативные данные за июль указывают на усиление потребительской активности», – сообщили, в свою очередь, аналитики ЦМИ Сбербанка. Ссылаясь на статистику Центробанка, они отметили, что «объем входящих платежей в отраслях, ориентированных на потребительский спрос, близок к нормальному». Данные самого Сбербанка показывают, что «по результатам июля объемы трат вышли на уровень 2019 года». «Заметно выросли расходы на бытовую технику и компьютеры, но расходы на услуги остаются низкими», – уточнили в ЦМИ.

По мнению аналитиков, учитывая сильное падение реальных располагаемых доходов населения во втором квартале (на 9,3% к первому кварталу со снятой сезонностью), «такое улучшение динамики потребительской активности может оказаться временным и отражать реализацию отложенного спроса». В годовом выражении падение реальных располагаемых доходов населения во втором квартале составило, по Росстату, 8%.

«Резкий рост индекса деловой активности сферы услуг – это эффект отложенного спроса. Именно этот сектор был открыт последним после снятия режима самоизоляции в России. И граждане активно начали возвращаться в парикмахерские, салоны красоты, фитнес-клубы, дизайнерские бюро и т.д., – пояснил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Здесь сработал эффект низкой базы, так как в апреле и мае падение сектора услуг было максимальным».

«В июле стали активно сниматься ограничения, граждане получили возможность если не вернуться к прежней жизни, то вновь пойти в торговые центры и заведения общепита. За время карантина образовался неудовлетворенный спрос на некоторые категории товаров и услуг, который и спровоцировал такую динамику», – подтвердил член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов. Однако, по его словам, нет никакой уверенности, что эта тенденция сохранится в дальнейшем: «Проблема не решается за один месяц». Будет сказываться обвал реальных доходов населения.

В этом году на докризисный уровень сектор услуг вряд ли выйдет, соглашается владелец инвестиционно-девелоперского холдинга Styness Максим Лалакин. «Во-первых, ограничения не слишком охотно снимаются властями. Массовые мероприятия до сих пор запрещены, а это серьезный фактор для сферы услуг. Во-вторых, потери некоторых отраслей сферы услуг оказались катастрофическими (пример – фитнес-индустрия), и в этом году они точно не восстановятся. Наконец, в-третьих, мы точно не знаем масштабы финансовых потерь населения – главного потребителя сферы услуг», – обратил внимание эксперт. Ведь занятые в сером секторе экономики остались фактически наедине со своими проблемами.

Как уточнил Сигал, по оценкам самих представителей сферы услуг, в течение этого года отрасль сможет восстановиться, если не будет второй волны пандемии и не продолжится падение доходов граждан. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий