Сетевой Speed Chess Championship выиграл американец Хикару Накамура | статьи на inet-moll

Новый чемпион России Ян Непомнящий перед началом партии заключительного тура. Фото Этери Кублашвили с сайта www.ruchess.ru

Завершились суперфиналы мужского и женского чемпионатов России. На финише этих турниров шла упорнейшая борьба за победу, а их исход определился лишь в самые последние минуты. Более того, для выявления чемпионки страны потребовалось даже проводить тай-брейк, который завершился так называемым армагеддоном – одной единственной блицпартией, в которой белые, имея фору по времени, обязаны во что бы то ни стало одерживать победу.

Начнем, однако, с другого соревнования, завершившегося еще в минувшую субботу. Неделю назад мы уже рассказали о чрезвычайно драматичном и практически равном американском дерби, в котором Хикару Накамура обыграл со счетом 13,5:12,5 Уэсли Со и первым вышел в финал. Его соперник должен был определиться в поединке чемпиона мира Магнуса Карлсена и француза Максима Вашье-Лаграва. В нем бесспорным фаворитом – как, впрочем, и во всех соревнованиях, в которых он участвует, – являлся норвежский гроссмейстер. Некоторые сомнения относительно исхода этого сражения все-таки были. Связаны они не столько с силой МВЛ (такое сокращение часто используют шахматные сайты при написании имени и фамилии Вашье-Лаграва), а с некоторой неуверенностью или, если хотите, с недостаточной твердостью победной поступи легендарного чемпиона. Мы привыкли, что Магнус превосходит всех и невероятной чистотой реализации своих замыслов, и очень малым числом почти неизбежных в блице просмотров – так называемых невынужденных ошибок. Но именно этот негативный показатель оказался в его игре на Speed Chess Championship 2020 непривычно высок, что наводило на разнообразные предположения и умозаключения.

Вполне возможно, что сам Карлсен, прекрасно отдавая отчет в том, что «что-то идет не так», решил действовать более вдумчиво, позволяя себе на старте полуфинального матча весьма значительные для блица раздумья. Однако в первых двух партиях такой подход себя полностью оправдал, а одержанные в них победы породили ощущение, что настоящая борьба в этом поединке может так и не завязаться. Но третья партия, в которой, добившись в сложнейшей миттельшпильной борьбе значительного преимущества, Магнус просрочил время, подтвердила прежние опасения. И, как нам кажется, именно ее драматическая развязка стала тем брейк-пойнтом, который полностью изменил характер дальнейших событий.

Короче, Вашье-Лаграв вскоре не только сравнял счет, но и вышел вперед, захватив по итогам первого «пятиминутного» периода лидерство – 4,4:3,5. При переходе к трехминуткам картина боя существенно не изменилась. После стартовой ничьей белые выиграл семь партий подряд, лишь в трех из которых французский гроссмейстер играл черными. В результате разрыв в счете достиг двух очков, и хотя в первой одноминутке чемпион смог одержать победу, сократив свое отставание до одного очка, характер борьбы изменился далеко не в лучшую для него сторону. Вскоре стало очевидно, что в этой суматошной игре Вашье-Лаграв намного превосходит своего грозного соперника. Кстати, подобная картина наблюдалась и в заключительной части его четвертьфинального матча против Левона Ароняна.

Впрочем, даже после того, как примерно на 22-й минуте суперблица отрыв француза достиг четырех очков, сам он заметно расслабился, а многочисленные сетевые болельщики чемпиона заметно приуныли, матч едва не обрел утраченную интригу. Карлсен выиграл три партии подряд, сократил свое отставание до минимума и, как казалось в тот момент, вполне мог сравнять счет и перевести окончательное выяснение отношений в режим тай-брейка. Однако совершить спортивный подвиг ему так и не удалось. Вашье-Лаграв взял себя в руки и, имея белый фигуры, не оставил сопернику никаких шансов. Итоговый счет – 13:11 в его пользу.

Случившееся породило самые противоречивые оценки. Было очевидно, что в этот день и в эту игру МВЛ явно превосходил Карлсена. Но остался открытым вопрос: явилось ли это поражение симптомом, свидетельствующим о начале заката лучшего шахматиста современности, или всего лишь отдельным досадным эпизодом в его карьере? Ведь блиц – есть блиц, и в нем может случиться всякое…

На следующий день игрался финал, в котором эмоционально и физически выложившемуся Вашье-Лаграву противостоял отдохнувший Хикару Накамура. Ведь он обыграл Уэсли Со еще за три дня до решающего сражения. Впрочем, было не вполне ясно, в какой степени этот фактор повлияет на шансы сторон. В пользу французского гроссмейстера хотя бы отчасти говорило то, что в матчах против Ароняна и Карлсена он очень здорово смотрелся в «пуле» – той экстремальной разновидности молниеносной игры, в которой (по всеобщему мнению) лучший блицор мира Хикару Накамура не имеет себе равных. И эта оценка оказалась верной. Так, если в пяти- и трехминутках борьба была практически равной (по итогам 20 «обычных» блицпартий Накамура лидировал с разницей всего в одно очко), то при переходе к пуле ни о каком равенстве сил говорить не приходилось. Правда, две первые одноминутки выиграл французский гроссмейстер (даже выйдя после этого в общем зачете вперед), однако затем… Затем на сетевой площадке остался, по сути, лишь один гроссмейстер, что нашло отражение не только в счете 8:1 в пользу Накамуры, но и в чудовищной диспропорции по части допущенных соперниками ляпов. Более конкретно: Хикару смог сохранить почти абсолютный контроль над происходящими на доска событиями, тогда как Максим полностью таковой утратил. Да, когда вы располагаете только одной минутой на всю партию, к которой после каждого сделанного хода добавляется лишь по одной секунде, удивляться подобному не приходится. Но так или иначе, общий счет 18,5:12,5 в пользу Накамуры весьма рельефно отразил превосходство «американского самурая» в сверхбыстрой игре и лишний раз подтвердил его неформальный статус лучшего сетевого блицора мира.

Не менее драматично и непредсказуемо проходили сражения на финише суперфиналов российского чемпионата. На мужском турнире ключевые события начались в седьмом туре, в котором лидеры – Ян Непомнящий и Сергей Карякин – встретились между собой. Ян применил в этой партии неожиданное для соперника продолжение, которое с известной долей условности можно назвать теоретической новинкой. Во всяком случае, Сергей начал подолгу задумываться, несколько раз ошибся и уже на 32-м ходу признал себя побежденным. Казалось, что эта победа, обеспечившая Непомнящему отрыв в целое очко, открыла для него прямую дорогу к чемпионскому званию. Однако сохранивший хладнокровие Карякин сократил на следующий день свое отставание от лидера до полуочка, а еще день спустя Ян был буквально разгромлен Даниилом Дубовым.

В результате к заключительному туру фавориты подошли с равными показателями, а судьбу чемпионского звания решали поединки Чигаев–Непомнящий и Дубов–Карякин. Максим Чигаев не стал искушать судьбу и, имея белые фигуры, спровоцировал Яна на повторение ходов, которое привело к ничьей уже в самом начале тура. Все стало зависеть от параллельной партии, в которой Дубов применил весьма экзотическое начало и, если судить по внешним признакам позиции, шел на огромный риск. Было, впрочем, ясно, что возникающие острейшие варианты проанализированы Даниилом весьма глубоко, что побудило Сергея уклониться от наиболее принципиальных возражений. Однако уйти от аналитических заготовок соперника ему так и не удалось. Фигуры Дубова развили бешеную активность, для поддержания инициативы он даже эффектно пожертвовал ферзя и одержал блестящую победу, которая, безусловно, получила бы приз за красоту, если бы таковой (как это было на большинстве крупных турниров первой половины прошлого века) был бы учрежден организаторами или меценатами. В результате чемпионом России стал Ян Непомнящий, серебро досталось Сергею Карякину, а бронза – Даниилу Дубову, опередившему Владимира Федосеева по дополнительным показателям.

Развязка женского турнира была с формальной точки зрения даже более драматичной, но в чисто шахматном и зрелищном плане сильно уступала событиям мужского суперфинала. Напомним, что начало чемпионата вылилось в триумф 19-летней Полины Шуваловой из Орска, выигравшей на старте шесть партий подряд. Ее отрыв от главного фаворита – 22-летней вице-чемпионки мира Александры Горячкиной – достиг в этот момент полутора очков, однако в седьмом туре – после единственного предусмотренного регламентом дня отдыха – Шувалова сделала ничью, а затем проиграла многоопытной Алисе Галлямовой.

В результате лидеры-землячки пришли к финишу с одинаковыми показателями, после чего на тай-брейке зафиксировали две короткие ничьи в быстрые шахматы, доверив окончательное выяснение отношений так называемому армагеддону – одной-единственной блицпартии, в которой белые, имея фору по времени, обязаны одерживать победу. Все в этом поединке решил грубейший просмотр Полины Шуваловой, допущенный в лишь символически худшей для черных позиции. А это означало, что чемпионкой нашей страны стала Александра Горячкина, достаточно убедительно подтвердившая свой высочайший класс. На полтора очка от победительниц отстали Александра Костенюк, Марина Гусева, Лея Гарифуллина и Алина Кашлинская.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий