Труд художников мастерской Марзоева оказался напрасным.
Фото со страницы Самсона Марзоева в Facebook

В Северной Осетии набирает обороты скандал между Владикавказской и Аланской епархией РПЦ и иконописцем Самсоном Марзоевым. В ходе подготовки к празднованию 1100-летия крещения Алании, которое будет отмечаться в 2022 году, в кафедральном соборе Владикавказа, храме великомученика Георгия Победоносца были полностью уничтожены фрески, которыми ранее украсил собор Самсон Марзоев. В епархии утверждают, что это был необходимый шаг, поскольку здание нуждается в капитальной реставрации, однако художник уверен: не было необходимости сбивать роспись, выполненную в традициях осетинского церковного искусства, а утрата его фресок «напоминает торжественные похороны православия в регионе».

Расписывать собор Марзоев был приглашен в 2015 году, но уже спустя год, когда епархию возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачев), работы были приостановлены. «Вследствие того, что строительство храма продолжалось в общей сложности девять лет (1996–2005 годы) с большими перерывами и нарушением технологических условий строительства, был допущен ряд ошибок и просчетов. Прежде всего они коснулись системы вентиляции, устройства отопления и утепления кровли здания, – поясняется в комментарии на официальном сайте епархии. – По мнению привлеченных специалистов, для исправления ошибок необходим комплекс работ, включающий в себя прежде всего демонтаж существующего штукатурного слоя и полную перештукатурку поверхности практически всех стен собора».

В середине июля все фрески Марзоева были полностью уничтожены и остались лишь на фотографиях, которые успел сделать автор. Тогда же стало известно, что при одобрении Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ расписывать стены будет уже не Марзоев, а группа московских художников под руководством Дениса Иванникова. Многие сочли это посягательством РПЦ не только на аланскую школу христианской живописи, но и вообще на национальное православие в регионе.

В РПЦ с этими обвинениями не согласны. «Роспись Самсона Марзоева была очень ценной, и изначально мы планировали ее интегрировать в новый проект собора, – пояснил «НГР» председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин. – Бригада Иванникова появилась только потому, что сам Самсон Марзоев три года вопреки просьбам архиерея выполнить проект росписи этого не делал. И получилось так, что он практически ее бросил и храм остался до конца не расписанным. А поскольку грядет 1100-летие крещения Алании, идея отметить которое принадлежит самому Самсону, то выглядело это очень странным. Несмотря на все усилия, которые неоднократно предпринимал владыка Леонид, Самсон Марзоев не реагировал, и потому было решено искать другую бригаду. Но, учитывая, что этот храм как бы воссоздает разрушенный собор, некогда построенный в стиле классицизма, мы очень хотели сохранить роспись Самсона в левом приделе и дополнить ее правым приделом с изображением Божьей Матери Иверской, которая особо чтима в Алании. Никто не хотел сбивать эту роспись просто так. Напротив, мы хотели соединить творческие усилия Самсона и московской бригады. И получилось бы соединение традиционного русского стиля XIX века, в котором был когда-то построен этот храм, с удивительно красивой аланской традицией росписи, в которой работает Самсон».

Леонид Калинин подтвердил, что здание нуждалось в капитальном ремонте. «У нас существует подробная видеозапись. Когда наши специалисты поднялись на строительные леса, то увидели, что роспись Самсона была выполнена на гипсовой штукатурке, которая в ряде мест разваливалась. К празднованию юбилея ее нельзя было оставлять в таком состоянии, надо было что-то делать: либо реставрировать, либо сбить и переписать заново. И это мог сделать сам Самсон, ему это предлагали. Но Самсон отказался и довел ситуацию до абсурда. В него словно бес вселился. И то, что этот удивительный проект не состоялся, – это только вина Самсона, – заметил Калинин. – Самсон хочет, чтобы сняли архиерея и он бы расписал весь собор так, как считает нужным, ни с кем не советуясь. Тут просматривается и материальная выгода: роспись стоит около 20–30 млн».

Сам Самсон Марзоев заявил «НГР», что у него «нет желания, чтобы из-за этой ситуации пострадал архиерей». Однако он уверен, что «никаких технических предпосылок сбивать роспись не было» и все это – лишь «непрофессиональные действия» со стороны руководства епархии. «В течение последних четырех лет собор должным образом не ремонтировался и за ним совершенно никак не следили. Но я же писал непосредственно на стене. Я ее видел, мы ее готовили к росписи. Поэтому никаких предпосылок, чтобы сбивать роспись, не было. Мы тысячи раз задавали вопросы, для чего нужно было ее уничтожать, ведь средств на ремонт храма и так не хватало. Но нас не слышали и не слушали. Мне кажется, что у архиепископа просто нет должного представления в области национального искусства и он не видит в нем особой ценности. А оно – важная составляющая миссионерства. Ведь в национальном православном искусстве есть своя специфика, есть традиции, есть преемственность, связанная и с аланской епархией, и с крещением алан. И эта роспись безусловно имела уникальный национальный колорит», – подчеркнул художник.

Он считает, что неправильная миссионерская политика со стороны епархии и ее главы привела к тому, что православное сообщество Северной Осетии оказалось сегодня разделено. «Во Владикавказе и Осетии в целом раньше такого не было. Это усугубилось лишь в последнее время. Не буду говорить за всю церковь, но к нам был отправлен человек, который должен был разбираться в наших национальных особенностях, должен был вникнуть в них. Мы – единственный православный народ на Северном Кавказе, и привести к тому, чтобы этот народ потерял свою христианскую идентичность, – это большая ошибка руководства епархии. А именно такая опасность сегодня очень велика. И вопрос с росписью меня больше всего интересует именно в этом ключе. Никаких предпосылок к этому не было, делалось все под очень сомнительными обоснованиями. У нас есть полноценная национальная культура, в том числе и духовная». «Необходимо было наладить контакт через изучение нашей культуры и традиций, через диалог. К сожалению, со стороны руководства епархии этого сделано не было», – заключил Самсон Марзоев. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий