Решения по адаптации международного права к российским реалиям будет принимать Конституционный суд Валерия Зорькина (слева). Фото РИА Новости

Госдума оперативно приступила к работе над вторым пакетом президентских законопроектов, направленных на реализацию обновленной Конституции. Приоритетом этой порции «конституционных» изменений законодательства стала блокировка возможного внешнего воздействия на ситуацию в стране и решения, принимаемые властями РФ. Откорректированная редакция ст. 79 Основного закона говорит о неприменении международных норм, истолкование которых ему противоречит. Пока этим займется Конституционный суд (КС), но потом процедура, похоже, может и упроститься. Из внесенных Владимиром Путиным поправок к 121 акту следует, что Россия при необходимости будет закрываться от Запада в целом, а также от различных общегосударственных организаций буквально по любому поводу.

Проголосовать в первом чтении за законодательное обеспечение верховенства Конституции на территории РФ Госдума планирует после 23 октября, а значит, в целом весь этот пакет президентских инициатив будет принят уже в начале ноября. Наиболее капитальным является документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем идет речь о корректировке 125 ныне действующих законов.

Во всех них скоро должна появиться одна и та же фраза: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом». Как специально отмечается в пояснительной записке к поправкам к Семейному кодексу, «для правовой определенности в вопросе истолкования правил международных договоров предлагается установить, что противоречие этих правил Конституции РФ и основам правопорядка и нравственности может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом».

Стоит отметить, что добавление в Семейный кодекс было внесено отдельным проектом, конечно, неспроста. Кремлю просто необходимо было иметь в руках хотя бы какую-то одну президентскую инициативу, которую можно было бы в глазах большинства граждан представить решением положительным. Указание на то, что хотя общее правило – международные нормы приоритетнее внутрироссийских – в законодательстве о семье осталось, его действие будет ограничено не только универсальным условием о соответствии Конституции, но и еще некими «основами правопорядка и нравственности». Объясняется эта фраза таким образом: дескать, «семейные отношения являются особой сферой правового регулирования, где доминирующее значение имеют морально-нравственные ценности». Для разъяснения же, что к чему в этом законопроекте, по всем информационным каналам уже сказано, что это противодействие гей-пропаганде и прочей излишней толерантности.

Президент предложил Госдуме побыстрее
принять все законы об обеспечении
верховенства Конституции. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru

Строго говоря, все поправки к действующим кодексам – Уголовно-процессуальному, Арбитражному или Гражданскому – оформлены отдельными бумагами, это правило законотворчества. Но именно обновление Семейного кодекса должно подсластить ту горькую пилюлю, которую прописывает российскому населению ключевой документ пакета законопроектов. В нем по максимуму упоминаются те нормативные акты, действие которых может вызвать претензии гражданина к государству или вовсе судебный спор с ним. Напомним, что в случае неудач в такого рода спорах с властями человек имеет право обратиться в международные инстанции – это прежде всего Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), юрисдикцию которого над собой РФ признает. А уже страсбургское правосудие начинает указывать российской власти на те или иные огрехи, требует их исправить и компенсировать деньгами. Вот одно из таких дел, связанное с исками бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС, однажды и привело к кооптации в закон о КС спецпроцедуры по признанию вредных внешних рекомендаций неисполнимыми в связи с противоречием Конституции.

Теперь же список общественных, социальных и экономических сфер, где будет применяться жесткое условие для международных норм, существенно расширяется. Например, труднее станет защищать свои права потребителям, беженцам, ветеранам и инвалидам, а также пациентам психиатрических клиник. Но зато проще станет разбираться с гражданами нотариусам и страховщикам, а нефтяники и атомщики на какие-то возгласы из-за границы вообще смогут не обращать внимания. Кстати, в законах о госгранице и о порядке въезда в РФ и выезда из нее соответствующая оговорка тоже появляется, а еще она вставляется в законы об общественных объединениях, о профсоюзах, о национально-культурной автономии, правах малых народов и пр. Актуальной выглядит и блокировка внешнего воздействия на страну, например, в законах «Об уничтожении химического оружия», «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней», «Охране атмосферного воздуха» и других подобных. Но вряд ли такого рода поправка в закон об инвестиционной деятельности в виде капвложений принесет стране пользу – и таких сомнительных исправлений предлагается немало.

Отдельного упоминания заслуживает и механизм реализации всех этих однотипных поправок. Сопоставление текста Конституции 4 июля, поправок к законам о КС и о международных договорах РФ показывает, что именно ведомство Валерия Зорькина сможет останавливать и еще не вступившие в силу международные договоры, отношение к которым у власти изменилось, и действующие, если есть подозрения, что кто-то их интерпретирует не в пользу России. А еще КС по запросам президента и правительства будет запрещать исполнение решений всякого рода международных судов – начиная с того же ЕСПЧ, судебных инстанций ООН и заканчивая многочисленными коммерческими арбитражами.

Но в описании оборонительного механизма от внешних угроз чувствуется какая-то недосказанность. Например, это тот нюанс, что во вносимых поправках поминается некий безымянный федеральный конституционный закон, а не говорится прямо о законе о КС. Так что можно предположить, что в будущем, вероятно, не исключено и создание какой-то особой госструктуры, которая и станет отвечать за полномасштабную борьбу с тлетворным влиянием Запада на страну и ее граждан. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий