Российский лес теперь будет принадлежать не только государству | статьи на inet-moll

Фото Павла СарычеваНГ-Online

23 сентября 2020 года вышло постановление правительства № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». За сухим и непонятным на первый взгляд названием кроется смысл, открывающий дорогу частным лесам в нашей стране и новому классу лесовладельцев. Раньше такой возможности не было – российский лес всегда принадлежал только государству.

Любопытно, что при этом существовала еще одна категория земель, которая по закону никакого отношения к лесу не имела, однако по факту лес там все же растет. Речь идет о заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. Когда вы бывали в сельской местности в Центральной России или на северо-западе, то наверняка видели отдельные сосенки, которые наступают на поле, или густой березовый молодняк. Эти леса появились потому, что поля, использовавшиеся жителями села в качестве пашни или сенокоса, оказались заброшенными.

Такое зарастание полей лесом происходило в разное время и по разным причинам. В XX веке – из-за войн и других социальных потрясений. Самое недавнее из них – распад Советского Союза и жесткий экономический кризис, разыгравшийся после этого в России. Если поле оставить без ухода, то уже на следующий год оно зарастет травой, а через несколько лет его захватят деревья, «обрадовавшиеся» плодородной почве и отсутствию конкурентов. Так деревья по всей стране «захватили» 60 млн га.

В отличие от земель лесного фонда, находящихся только в собственности государства, земли сельскохозяйственного назначения уже могут принадлежать физическим и юридическим лицам. Однако даже если вы частный владелец такого участка земли, то ваша деятельность должна соответствовать ее целевому назначению – ведению сельского хозяйства. Зарастание сельскохозяйственной земли лесом ранее расценивалось как ее нецелевое использование, наказывалось штрафом и даже изъятием земель.

Эти участки предписывалось очищать от деревьев, что часто приводило к пожарам, так как собственники видели в огне самый простой и дешевый способ выполнить предписания. Зачастую именно пожары на сельхозземлях – причины крупных пожаров в лесу и близлежащих селах.

Но так было раньше. Новое постановление узаконило эти леса, открыв широкие возможности перед бизнесом и дав надежду экологам на спасение стремительно исчезающих из-за рубок и пожаров первозданных лесов.

Во-первых, постановление создает возможности для получения дополнительного объема древесины для лесопромышленных предприятий не из первозданных и других экологически ценных лесов, а из уже освоенного человеком «лесного огорода», который теперь можно разбить на заброшенных полях. Новый источник сырья позволит сохранить экологически ценные участки леса, которые в противном случае будут уничтожены в результате «одноразового лесопользования», которое сейчас ведется компаниями в дикой тайге по схеме «пришел – вырубил – забросил».

Во-вторых, это снижение рисков пожаров. Владельцам таких участков больше не надо под страхом штрафа или изъятия земли избавляться от выросших деревьев с помощью огня. Наоборот, теперь они будут заинтересованы в эффективной охране от пожаров своего леса, который из обузы превратился в капитал.

Казалось бы, одни плюсы. Но у скептиков может возникнуть вопрос: не жалко ли отдавать поля под лес? Спешу успокоить – полей хватит всем. К концу 2030-го Минсельхоз планирует вовлечь в оборот не менее 12 млн га земель сельхозназначения. Многие эксперты полагают, что эти планы слишком оптимистичны, ведь сейчас уже нет такой потребности в больших площадях сельскохозяйственных земель, как раньше.

Дело не только в экономическом кризисе и разорении сельхозпредприятий, но еще и в том, что современные технологии и способы ведения сельского хозяйства позволяют производить больший объем продукции с меньшей единицы площади. Логично, что в первую очередь используются и будут использоваться самые плодородные почвы. Заброшенными же останутся земли нечерноземья, севера Центральной России, северо-запада и других регионов, почвы которых малопригодны для ведения сельского хозяйства, но при этом обладают благоприятными условиями для выращивания леса.

Даже если оптимистичные планы все же реализуются и около 10 млн из 60 млн га вернутся в сельскохозяйственный оборот, то останется еще 50 млн. На такой площади в долгосрочной перспективе можно ежегодно выращивать до 300 млн куб. м древесины. Для сравнения: сейчас ежегодный объем заготавливаемой древесины всеми предприятиями лесного комплекса России – около 200 млн куб. м. При этом бонусом в сельских районах страны, страдающих от безработицы, может появиться до 100 тыс. новых рабочих мест. Неплохой урожай для российской экономики.

Конечно, в бочке меда не обошлось и без ложки дегтя – недостатки у нового постановления тоже есть. К примеру, в документе никак специально не прописаны ограничения на использование лесов на сельхозземлях вокруг населенных пунктов. Потенциально такая ситуация может привести к острым конфликтам между новоиспеченными лесовладельцами и местными жителями.

Чтобы этого избежать, необходимо продумать также режим ограничения на рубку леса в зависимости от расстояния до населенного пункта. Есть и другие недоработки, но все они решаемы и не умаляют важности этого события. Для страны это принципиально новая реальность, где лес может расти на землях нелесного фонда и может быть частным. Реальность эта уже наступила – пора начинать в ней жить. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий