Российская промышленность вступила во вторую фазу спада | статьи на inet-moll

Производственный сектор пока не в состоянии выйти из кризиса. Фото агентства «Москва»

Опережающие индикаторы показывают, что о скором восстановлении российской экономики можно забыть. В ноябре спад в обрабатывающих производствах, судя по всему, продолжился. Погрузка по железной дороге также снижалась. Шансы на стабилизацию экономики в декабре пока близки к нулю, считают экономисты.

Производственный сектор России вступил во вторую фазу спада после начала пандемии COVID-19, считают в компании IHS Markit. Рассчитываемый ею индекс производственной активности обрабатывающих отраслей (PMI) в ноябре 2020 года составил 46,3 пункта после 46,9 в октябре. Напомним, значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее снижение.

Сокращение деловой активности в промышленных секторах российской экономики в ноябре было вызвано падением спроса и сокращением объемов новых заказов самыми высокими темпами за последние шесть месяцев. Ноябрьское снижение связано в первую очередь с падением внутреннего спроса. При этом новые экспортные заказы увеличивались максимальными темпами с декабря 2018 года.

Падение объемов производства привело к дальнейшему сокращению рабочих мест в обрабатывающих отраслях в ноябре, причем максимальными за последние четыре месяца темпами. Сокращение штата было связано с падением объемов незавершенных заказов в связи с ослаблением клиентского спроса.

Усилилось и инфляционное давление в обрабатывающих отраслях. «Темпы увеличения ценовой нагрузки были заметными и самыми резкими с февраля 2015 года», – утверждают аналитики IHS Markit. Более высокие закупочные цены были связаны с нехваткой сырья у поставщиков и неблагоприятными колебаниями обменного курса. При этом компании по-прежнему имели возможность частично переложить возросшие расходы на клиентов. В результате темпы инфляции отпускных цен в ноябре оказались самыми высокими с февраля 2019 года.

В то же время опросы показали, что деловые ожидания в ноябре несколько улучшились. «Степень оптимизма все еще была ниже средней, поскольку глобальный экономический спад и пандемия оказали давление на настроения в деловых кругах», – указывают эксперты. И в компании не ожидают разворота этой тенденции в декабре. «Общее сокращение в секторе ускорилось второй месяц подряд, и четвертый квартал вскоре завершит сложный год для производителей. Согласно нашему текущему прогнозу, промышленное производство в России сократится на 5,1% в 2020 году», – говорит экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.

В отличие от IHS Markit в Институте Гайдара наблюдают некоторое «возобновление положительной динамики фактических продаж и прогнозов спроса». Основными помехами роста выпуска в текущий момент для промышленности остаются слабый спрос, неясность ситуации, конкуренция с импортом и слабый рубль.

Недостаточный внутренний спрос сохранил первое место в рейтинге ограничений по итогам опросов предпринимателей, рассказывает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Этот фактор упоминают 54% опрошенных против 50% в прошлом году. Беспокоит промышленников и «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив». На этот фактор указывает 50% предприятий после 33% в 2019 году. Причем в начале четвертого квартала, когда промышленность взяла паузу в процессе восстановления, чтобы понять реакцию властей на очевидный рост заболеваемости. И эта неясность увеличила свое негативное влияние на российскую промышленность.

Удивительно, но промышленники продолжают жаловаться на конкуренцию с импортом – и это при слабеющей национальной валюте. «Плавный характер девальвации активизировал опережающий спрос на чисто импортную продукцию или на российские товары с существенной долей импортных комплектующих. В ущерб, видимо, продажам чисто российской продукции», – полагает Сергей Цухло.

Продолжающийся пессимизм в промышленности демонстрируют и данные по погрузке на сети «Российских железных дорог (РЖД)». Погрузка товаров в ноябре составила 104,7 млн т, что 0,7% меньше, чем годом ранее. По итогам 11 месяцев погрузка на сети снизилась на 3%, составив 1,13 млрд т. При этом сильнее всего снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов – почти на 10%, до 190 млн т – черных металлов (минус 10%). Погрузка каменного угля снизилась на 6%. Существенный рост погрузки демонстрируют зерновые. По итогам 11 месяцев погрузка этого сырья выросла на 27%, составив 24,7 млн т.

Признаки снижения деловой активности в ноябре перечеркивают надежды чиновников на скорое восстановление экономической активности (см. «НГ» от 18.11.20). О так называемом отскоке очень активно говорили весной – имелось в виду, что после снятия ограничений из-за пандемии мировая экономика быстро вернется к докризисным значениям, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Однако этого не произошло, и сейчас происходит новый, более глубокий спад по всем экономическим показателям.

Эксперты сомневаются, что до конца года стоит ждать какого-либо оживления. «В декабре вторая волна пандемии в нашей стране,скорее всего не пойдет на спад. А значит, восстановление экономических процессов возможно уже только в следующем году – по мере проведения массовой вакцинации населения и в связи с отменой ограничений», – предполагает Артем Деев. Маловероятно, что ситуация в экономике улучшится в декабре, соглашается ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Нужно также учитывать, что многие производители в декабре, что называется, «дорабатывают» год и готовятся к новому календарному году, когда ситуация может улучшиться. Многие в декабре рано начинают отмечать праздники, а впереди еще и часть января посвящена праздникам, что скажется на производительности труда.

Вернуться к докризисным показателям работы за короткий период времени довольно проблематично, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он также полагает, что пока в стране не будет полномасштабно введена программа вакцинации, а границы с другими странами не будут открыты, производителям придется работать с дополнительными нагрузками (обеспечивать безопасность на рабочих местах, переводить часть сотрудников на удаленную работу, выполнять меньший объем заказов и восстанавливать нарушенные цепочки поставок товаров). 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий