Родион Щедрин вернулся в alma mater | статьи на inet-moll

Родион Щедрин после презентации хорового сборника. Фото Эмиля Матвеева/Пресс-служба Московской консерватории

Без преувеличения, живой классик вернулся домой – в Московскую консерваторию, которую окончил больше 50 лет назад. Композитор представил свой новый хоровой сборник «Родион Щедрин. Век двадцать первый…», вышедший в челябинском издательстве MPI совместно с немецким издательством Schott. Название сборника как нельзя лучше подчеркивает щедринский «прицел на будущее», его сочинения, во многом опередившие свое время.

В советские годы композитор не боялся экспериментировать с сонорикой, алеаторикой и додекафонией (практически запрещенными тогда композиторскими техниками – но излюбленными у нынешних студентов-композиторов). Он по праву считался одним из лидеров тогдашней современной академической музыки, хотя и причислял себя к поставангардным художникам. Сегодня Щедрин, возможно, «последний из могикан» наряду с Софией Губайдулиной – хранитель почти ушедшей музыкальной эпохи великих людей. Впрочем, его творчество по-прежнему не теряет своей актуальности. В свои 88 лет Родион Константинович продолжает сочинять произведения (процесс не прерывался и в пандемию), дает мастер-классы, с интересом изучает работы молодых коллег. И вот наконец мэтр решил встретиться со студентами и преподавателями Московской консерватории и других творческих вузов. Их оказалось предсказуемо много, но Рахманиновский зал, привыкший к гостям такого уровня, вместил всех желающих.

На встрече Родион Щедрин преимущественно делился воспоминаниями – о своей дружбе с внучкой Льва Толстого и с поэтессой Лилей Брик, и с большой теплотой – об учебе в Хоровом училище (ныне – Академия хорового искусства имени Попова): «Это был где-то 1943–1944-й год – голодное, холодное, но возвышенное время, которое я всегда вспоминаю с благодарностью». По словам композитора, в юности он хотел стать моряком, но волею судьбы оказался у самого Александра Свешникова – легендарного хормейстера и педагога, чьи занятия отличались особой дисциплиной: «Там была настоящая муштра. Мы пели каждый день полтора часа без перерыва – и все полтора часа нельзя было ни на что облокачиваться», – признавался композитор. Разговор зашел и о композиторах. На вопрос модератора встречи, ректора Московской консерватории Александра Соколова, ощущает ли сегодня Щедрин в композиторском сообществе пресловутый конфликт «отцов и детей», Родион Константинович ответил, что да, ощущает – но не между поколениями, а среди молодых, которые «пишут только для себя и для своих коллег», отчуждены и нередко обижены друг на друга.

Отдельная часть беседы была посвящена собственно хоровому сборнику. Инициатором его создания стал художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев, с которым композитора связывает давняя дружба (а хоровой коллектив не раз представлял премьеры его сочинений). В сборник, объединивший в себе картины Давида Бурлюка и стихотворения любимых поэтов Щедрина Владимира Маяковского, Андрея Вознесенского, Николая Асеева и других, вошли сочинения, написанные им в XXI веке, – от версии одной из частей хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2008) до «Эпиталамы» (2021), залихватского марша с игрой слов. «Век двадцать первый…» – по сути, микрокосмос самого композитора, собранный из разных деталей его жизненной мозаики: здесь и реакция на смерть жены Майи Плисецкой («Месса поминовения»), и впечатление от молодежи в российских глубинках («Серенада»), и философские думы о вечном («Хлебников-триптих»). Но и вместе с тем это настоящая энциклопедия хоровых приемов, требующая мастерства исполнения. Его с блеском и продемонстрировал Камерный хор: в интермедиях между монологами композитора коллектив спел «Бурлеску» на стихи Асеева, «Притчу» на стихи Глазкова, три русские народные пословицы в сценическом воплощении режиссера Нины Нижарадзе, а также «Причту» – новое хоровое сочинение долгожданного гостя. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий