Путин выступил гарантом режима Лукашенко | статьи на inet-moll

Владимир Путин обещает мирное урегулирование политического кризиса в Белоруссии. Фото Sputnik/Reuters

Телеканал «Россия 1» показал 27 августа «большое интервью президента РФ Владимира Путина Сергею Брилеву по актуальным темам». Так телекомпания анонсировала этот 20-минутный разговор, половина которого была о ситуации в Белоруссии. В другой половине речь шла о преимуществах нашей страны перед миром в развитии экономики и борьбе с коронавирусом. В белорусской части прозвучали и предостережение Западу от вмешательства, и предложение оппозиции протестовать в рамках закона. По большому счету Путин выступил как гарант власти действующего президента Республики Беларусь (РБ). И новость в интервью тоже была. По просьбе Александра Лукашенко в РФ был создан резерв сотрудников правоохранительных органов, но задействовать его не пришлось. Похоже, утечка информации о договоренности и вызвала в середине августа слухи о появлении российского ОМОНа.

Когда государственной телекомпании удается взять интервью у президента РФ, это всегда означает, что Путину необходимо срочно о чем-то заявить. И скорее всего такая необходимость была связана именно с Белоруссией. Потому что во внутриполитическом посыле ничего нового не оказалось. Гражданам по традиции было предложено не беспокоиться, государство ни в коем случае не оставит их без заботы.

Так что нет никакой второй волны COVID-19, а есть естественный ход той эпидемии, которую в России уже почти победили. В том числе и за счет более высокой дисциплинированности людей, но, конечно, и благодаря правильным экстренным действиям властей. Вакцины у нас скоро будет даже две – и от воздействия первой ставшая добровольцем дочь Путина лишь пару дней потемпературила. Что же касается состояния дел в экономике, то в РФ оно лучше, чем во многих других странах: падение сокращается, а резервы, наоборот, опять стали расти. Хотя, заметил президент, хотелось бы, чтобы цена на нефть все-таки еще немного поднялась.

На просьбу Брилева представить свое видение ситуации в Белоруссии Путин ответил таким образом: «На мой взгляд, мы ведем себя гораздо более сдержанно и нейтрально по отношению к событиям в Белоруссии, чем многие другие страны – и европейские, и американцы, те же самые США. Мы действительно достаточно объективно, на мой взгляд, всесторонне, с обеих сторон освещаем события, происходящие в Белоруссии, и считаем, что это прежде всего дело самого белорусского общества, белорусского народа». Но России все же небезразлично, что происходит в соседней стране, потому что у нее с ней самые тесные связи. Особо президент отметил тот факт, что на РФ приходится более 90% сельхозэкспорта РБ.

Дальше пошли уже настоящие заявления: «Мы, безусловно, исходим из того, что всем участникам этого процесса хватит здравого смысла спокойно, без крайностей найти выход. Конечно, если люди вышли на улицу, все должны с этим считаться, слышать это, реагировать. Но, кстати говоря, президент Белоруссии, ведь он и сказал, что готов рассмотреть возможность проведения конституционной реформы, принятия новой Конституции, проведения новых выборов и парламента, президентских выборов на основе этой новой Конституции, но за рамки действующей Конституции нельзя выходить».

Это можно воспринять как двойной сигнал – и отдельно белорусской власти, и особо красно-белой оппозиции. Недаром Путин упомянул решение Конституционного суда о запрете ее Координационного совета.

Коллегу же Лукашенко Путин в очередной раз поддержал тем, что придал официальный статус версии о происшествии с «33 богатырями» как о провокации украинских спецслужб. Но он добавил туда еще и американскую разведку. По его словам, россиян с боевым прошлым наняли на легальную работу, потом выманили и фактически незаконно вывезли из страны, а затем пытались представить некой ударной силой по сносу действующей власти РБ.

И понятно, что интервью «России 1» стало хорошим поводом, чтобы уточнить, что же имели в виду оба президента, когда говорили о помощи Белоруссии со стороны России в рамках ОДКБ и Договора о Союзном государстве. Именно по последнему стороны могут оказывать друг другу поддержку «и в защите суверенитета, внешних границ, и в защите стабильности». Путин сказал, что не будет скрывать: Лукашенко поставил вопрос, выполнит ли Москва свои обязательства, а когда узнал, что выполнит, обратился с просьбой. «Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов, и я это сделал. Но мы договорились также, что он не будет использован до тех пор, пока ситуация не будет выходить из-под контроля, и когда экстремистские, я хочу это подчеркнуть, элементы, прикрываясь политическими лозунгами не перейдут определенных границ и не приступят просто к разбою: не начнут поджигать машины, дома, банки, пытаться захватывать административные здания и т.д.», – заявил Путин. И, таким образом, послал оппозиционерам еще один понятный месседж. Потом он, конечно, объяснил, что это была не более чем подстраховка, президенты уже решили, что необходимости в «вежливых людях» нет – «и поэтому этот резерв мы и не используем». Но стало понятно, что слухи о появлении в белорусских городах «российского ОМОНа» все-таки не были беспочвенными. К введению «помощников» готовились, а стало быть, рекогносцировки могли быть замечены.

В интервью государственному телеканалу 
 президент РФ наконец высказал свое  отношение
 к событиям в Белоруссии.  Фото Sputnik/Reuters

Впрочем, после слов о вооруженной помощи Путин снова повторил: «Мы исходим из того, что все сложившиеся проблемы, которые имеют место сегодня в Белоруссии, будут решаться мирным путем, а если где-то есть нарушения со стороны кого бы то ни было: либо со стороны государственных органов власти, правоохранительных органов, либо со стороны тех, кто участвует в акциях протеста, – если они выходят за рамки действующего закона, то и закон будет соответствующим образом на это реагировать. Ко всем закон должен относиться одинаково. Но если быть объективным, то я думаю, что правоохранительные органы Белоруссии ведут себя достаточно сдержанно, несмотря ни на что». Противоположный пример Путин, как всегда, нашел в США и Европе, прямо обвинив кое-кого в том, что вне пределов Белоруссии «кому-то хочется, чтобы там происходило что-то другое – хотят влиять на эти процессы и добиться каких-то решений, которые соответствуют, как думают эти люди, их политическим интересам». Наверное, президент РФ не имел в виду канцлера Германии Ангелу Меркель, президента Франции Эмманюэля Макрона и прочих западных лидеров помладше.

Точкой в обсуждении ситуации в Белоруссии стала, по сути, инструкция от Путина: «Все-таки в целом ситуация сейчас выравнивается. И я надеюсь, что все проблемы, а они, конечно, есть, иначе люди бы на улицу не выходили, это совершенно очевидная вещь, что они будут решаться в рамках конституционного поля, в рамках закона и мирными средствами». Тем самым он взял на себя роль гаранта кроме Конституции РФ еще и Конституции РБ, а также самого Лукашенко.

Как выяснила «НГ», в белорусском обществе именно такая точка зрения преимущественно и распространена. Подробно ее изложил политический обозреватель Александр Класковский. «Безусловно, сегодняшнее заявление Путина – это мощная поддержка Лукашенко. Раньше выступали другие московские спикеры, поменьше рангом (Лавров, Песков), сейчас в дело вступила тяжелая артиллерия. Путин, говоря молодежным сленгом, вписался за Лукашенко», – заметил он. Но все же слова о том, что может быть поддержка по линии правоохранительных органов, пока продиктованы не практическими потребностями Лукашенко – у того хватает своей грубой силы. «Это психологическая поддержка со стороны Кремля, ее задача – деморализовать сторонников перемен в Беларуси. Дескать, мы готовы солидарно выступать против этих мятежных настроений и поползновений, и лучше не рыпайтесь, не дергайтесь, все равно мы задавим, потому что против лома нет приема», – пояснил эксперт.

То есть заявления из интервью – это своего рода пиар: «Важно морально поддержать Лукашенко, его вертикаль и его силовиков в стиле «Москва за нами». Потому что, вероятно, есть признаки какого-то шатания, разброда среди вертикали. Мы видим, что отдельные ее представители, пусть и не самые высокопоставленные, переходят на сторону народа. И сейчас важно подбодрить вертикаль Лукашенко месседжем, что он силен и Москва его поддерживает». Эксперт предупредил: «Если бы Москва решила ввести свои полицейские или военные силы в Беларусь для смирения этих протестов, то это был бы очень недальновидный и опрометчивый шаг со стороны Кремля. Россия возобновила бы свой имидж жандарма в глазах белорусов, как когда-то это было в царские времена. И если сейчас масса белорусов настроена положительно к России, то такая вероятная силовая поддержка со стороны Путина изменила бы эти настроения на негативные». То есть России пришлось бы рискнуть – потерять симпатии многих белорусов, надолго отравив двусторонние отношения. И без особого смысла, заметил Класковский. «Если смотреть в историческом плане, то все равно режим Лукашенко обречен на разрушение и падение. Может быть, это дело не одного месяца или даже не одного года, но нужно смотреть на перспективу. Понятно, что в Беларуси пошли процессы необратимые. Здесь созрела политическая нация – и она не хочет мириться с правлением человека, мыслящего феодальными категориями, человека, который уже потерял поддержку большинства населения. Если Москва смотрит в перспективу, то лучше ей удержаться от силовой помощи режиму Лукашенко».

Свой ответ на заявления Путина уже дал и Координационный совет оппозиции. Там считают «недопустимым формирование на территории РФ или иного государства вооруженных группировок для использования на территории Беларуси: это противоречит международному праву и консолидированной позиции белорусского общества». А Лукашенко оппозиционеры напомнили, что ранее он вроде бы выступал против внешнего вмешательства во внутренние дела своей страны. Похоже, слова президента РФ внутриполитический конфликт пока только разогревают.   

Минск

****

Заявления главы РФ комментировали и российских общественно-политических Telegram-каналов. «В целом же Путин выступил за диалог с народом, который должен быть услышал, а Лукашенко, по его словам, готов к изменению конституции проведению новых выборов в соответствии с ней», — пишет «Бойлерная» . «Наши 2 копейки: интервью имеет символическое значение как возвращение к «доковидным» форматам и четкое очерчивание рамок «постковидного» мира», — констатирует «Мейстер» .

«Мюсли вслух» приводят данные социологических опросов, согласно которым, 57% россиян хотят, чтобы президентом оставался Лукашенко, а 17% хотели бы победы кандидата оппозиции: «В связи опросами ВЦИОМ и ФОМ по белорусской тематике, исследования подтверждают мудрость поговорки «Сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя». Александр Лукашенко за первую половину своего правления заработал себе репутацию лучшего друга России — и вот даже после его недавних явно недружественных шагов большинство россиян желают ему оставаться во главе государства».

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий