Противостояние в интернете: условия борьбы интеллектов | статьи на inet-moll

Протест общественности против хамства чиновников. Фото РИА Новости

Не скрою, что люблю дискуссии в соцсетях. Прежде всего интернет предлагает гигантский разнобой мнений, суждений, взглядов. Они могут быть выражены в прозе и даже в стихах. А для журналиста участие в дискуссиях, которые возникают практически ежесекундно и охватывают целые континенты, поскольку ведутся не только на русском, но и на других языках, предоставляют возможность отточить логику, аргументы и узнать много нового из выступлений оппонентов. Но все эти посылы верны до одной ступени. Пока дискутанты придерживаются правил, писаных и неписаных, пользования социальными сетями. В Facebook существуют надзиратели, которые, например, могут тебя заблокировать, если участник Cети нарушает существующие правила. Эти правила писаны, и с ними можно ознакомиться, или тебя надзиратели перед удалением твоих аккаунтов обязательно ознакомят.

Но не знаю как вы, читатель, я сталкивался с откровенным хамством оппонента, которому не хватало аргументов для ведения дискуссии. Это касалось и лично меня, когда я вел дискуссию с одним из россиян, сотрудником международной компании, проживающим на Мальте, да и наблюдал, как хорошо мне знакомый журналист, белорус по национальности, отшивал матом высокопоставленную сотрудницу общественной внешнеполитической организации, имевшей иное, чем он, мнение по событиям в Белоруссии.

Причем должен сказать, что такие эксцессы – скорее чисто российское явление или явление российского интернета, поскольку, дискутируя в немецкой онлайновой среде, я такого не встречал. Российское хамство, а его встречаешь и в украинских соцсетях, – категория историческая, его не понять и не объяснить вне длящихся много столетий непотребств и народных нравов. Оттого, видимо, в русском языке столь огромное количество синонимов хама, неведомых иным народам: хамло, нахал, наглец, невежа, мерзавец, подлец, холуй, мужлан, варвар, солдафон, плебей, животное, ватник. Последнее выражение в отношении русскоязычных участников дискуссии я наиболее часто встречал в украинских соцсетях. Впрочем, этого выражения не гнушаются и крайне либерально настроенные россияне.

Унизить и остаться безнаказанным – в этом
зачастую смысл грубости в общении.
Кадр из фильма «Холоп». 2019

В начале ХХ века социальная несправедливость, противостояние непомерного богатства и вопиющей нищеты, отсутствие среднего класса, низкий процент образованного населения, негативное влияние церкви на необразованные народные массы, позволявшее власти выдавливать последние соки из народа, – все это в совокупности порождало хамство как способ самозащиты и выживания. Напомню, что у российской знати издавна сложилась традиция презрительно называть «хамами» представителей низших слоев общества (холоп, лакей, половой, хам), поскольку бояре и дворяне считали их лишенными человеческого достоинства. Даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля «хам» – бранное прозвище слуг. Как я представляю себе, с тех пор мало что изменилось.По сути, хамство как образ жизни – это нарочито демонстрируемое, агрессивное состояние сознания россиян, направленное на унижение чести и достоинства личности другого человека, чаще всего неспособного дать адекватный отпор агрессору или троллю. Именно в России хамство приняло масштабы национального бедствия. Доцент кафедры теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Надежда Казаринова считает, что чувство безнаказанности возникает у хама потому, что его оппонент или жертва не в состоянии переступить через установленные в обществе правила поведения. Будучи неспособным вызвать к себе положительные чувства приемлемыми способами, хам пытается по собственному сценарию наладить коммуникацию с другой стороной при помощи агрессии и оскорблений. Именно это и происходит в соцсетях. В диспуте участвуют два индивидуума, которые, как правило, встретились на онлайновой площадке впервые и ничего не знают друг о друге, тем более что и аккаунты диспутантов не всегда доступны для анализа.Интересно мнение советского и российского социолога Алексея Левинсона, автора многочисленных социологических трудов. Он отмечал, что корни российского хамства лежат, собственно говоря, в истории страны. Так, по его мнению, российскому хамству во многом способствовало массовое переселение забитого и невежественного крестьянства в города, где все – чужие. Это вызывало у вчерашних крепостных, не приученных к уважительному и даже просто нормальному человечному отношению, оборонительную реакцию в виде агрессии: «Моделей поведения, как отыгрывать подобные ситуации, «новые горожане» не имели. И агрессия (а словесная агрессия и есть хамство) как простейшая, почти зоологическая реакция стала этой моделью».Историческое запаздывание России порождало хамство и чувство человеческой неполноценности с такой же необходимостью, как культура, честь и достоинство развивались в цивилизованных государствах. Хамство – выкидыш бесправия, невозможности законной самозащиты и защиты персональных интересов. Все это переходит в состояние бессильной и немотивированной злобы, повсеместно разлитой внутренней агрессии, тотальной и всепроникающей дедовщины. Люди издеваются именно потому, что над ними издевались, и хамят потому, что им хамили.Кое-кто считает хамство неизлечимой болезнью, которая, как червь, подтачивает атавизмы совести и чести, разрушая логику и порядочность. За хамством ничего нет, кроме агрессии и позора, который когда-то Федор Тютчев уместил в несколько строк известного стихотворения. К хамству привыкнуть нельзя, а если оно и есть государственная политика, то вряд ли она найдет отклик у других и прибавит друзей.

Кстати, эмигрировавший из страны актер Алексей Серебряков, назвавший русской национальной идеей силу, наглость и хамство, заявил, что герой «Левиафана» сдается власти, потому что он русский. «Американец берет и делает, потому что там психология другая – психология успеха, психология карьеры, психология того, что я имею право, у меня есть свободы, я свободен в своем волеизъявлении. Я знаю, что я делаю, я несу ответственность за свою жизнь», – подчеркнул он.В наше время социальные сети только умножили и развили массовое хамство за счет все той же абсолютной безнаказанности. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий