Промышленный рост закончился в марте

Иллюстрация pixabay.com

Март российская промышленность закончила формальным ростом – на 0,3% в годовом выражении. Большинство экономистов и чиновников сходятся во мнении, что второй квартал станет для отечественной экономики самым большим испытанием. В Центробанке предлагают готовиться к падению ВВП на 8%. Ряд косвенных индикаторов уже позволяет оценить влияние карантина на производственную активность РФ в апреле, сообщают экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

По мнению экспертов ЦМАКП, производственная активность в апреле значительно сократилась. В частности, на это указывает объем энергопотребления, который по итогам второго месяца весны снизился почти на 3% с учетом коррекции на сезонный и температурный факторы. Относительно небольшое снижение экономисты связывают с ростом электропотребления населения – как оставшихся дома, так и, особенно, уехавших на дачи. «С поправкой на данный фактор, снижение производственной активности по данным электропотребления можно грубо оценить в 13-17%», — делают вывод специалисты.

В погрузке грузов на железнодорожном транспорте также наблюдается достаточно существенное снижение объемов погрузки, продолжают эксперты. «По данным РЖД, погрузка на железной дороге в апреле снизилась на 5,9% годк году, сокращение грузооборота составило 7,3% год к году. По итогам января-апреля квартала падение погрузки составило 4,3% год к году, грузооборота – 5,3% год к году», — сообщает в своем Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Причем, если в части строительных грузов снижение имеет относительно скромные масштабы, то экспортносырьевых грузов сокращение объемов погрузки снизилось до уровня 2016 года, отмечают в ЦМАКП. В целом, наиболее сильный провал погрузки за первые четыре месяца наблюдался по углу (-10,3% год к году), черным металлам (-8,8%), нефти и нефтепродуктам (-4,7%), промышленному сырью (-10,5), цементу (-7,8%), лесу (-5,2%).

Апрель может оказаться самым тяжелым месяцем за всю историю нефтяной промышленности, предупреждал ранее глава Минэнерго Александр Новак. Он, в частности, указывал, что спрос на черное золото упал с более чем 100 млн баррелей в сутки до 70-80 млн баррелей в сутки, то есть на 20–30 млн.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) сообщал о снижении апрельского значения собственного индекса ИПЕМ-производство на 5,7% к апрелю 2019 года. «Более существенный спад промышленного производства в России ИПЕМ фиксировал только в период финансового-экономического кризиса 2008-2010 годов. За период январь–апрель 2020 года индекс ИПЕМ-производство сократился на 1,9% к аналогичному периоду прошлого года», — подчеркивают в организации.

Подчеркнем, индекс, рассчитываемый институтом, базируется на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов.

Негативные настроения подтверждаются и опросами компаний. Так, российский производственный сектор в апреле испытал падение до рекордно низкого уровня, сокращаясь 12-й месяц подряд, из-за приостановки и закрытия предприятий в ответ на распространение пандемии коронавируса, следовало из опроса HIS Markit. Рассчитываемый компанией индекс PMI обрабатывающей промышленности РФ упал до 31,3 пункта в апреле с 47,5 в марте. Напомним, значение индекса выше 50 говорит о росте деловой активности, ниже 50 – о его снижении. Как отмечают авторы доклада, это «самое существенное снижение деловой конъюнктуры по всему производственному сектору России за всю историю исследования, которое стартовало в сентябре 1997 года».

Ряд опрошенных компаний заявили, что клиенты отменили или отложили заказы после того, как были приняты чрезвычайные меры по охране здоровья населения для борьбы с распространением коронавируса по всей Европе. «Беспокойство вызвал резкий рост цен на сырье, поскольку ускорение инфляции было самым быстрым с момента повышения ставки НДС в начале 2019 года», — говорит экономист IHS Markit Шан Джонс. «Снижение курса рубля и дефицит поставщиков привели к росту затрат, в то время как некоторые фирмы все еще частично могут перекладывать расходы на клиентов», — добавляют в компании.

Сокращение производственной активности в России под давлением глобальной эпидемии способствовало тому, что оценки экономических перспектив на ближайшие 12 месяцев ухудшились. А неопределенность в отношении сроков восстановления экономики заставила некоторые фирмы выразить опасения, что они смогут продолжать свою деятельность из-за резкого снижения спроса. «Мы ожидаем, что промышленное производство в России сократится на 3,8% в 2020 году под влиянием вспышки COVID-19», — резюмирует Джонс.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий