Проблемы обоседления | статьи на inet-moll

Вот как, по мысли советских властей, новый
аул казахских кочевников должен был
отличаться от старого. 
Иллюстрация из книги

Серия «Новейшие исследования по истории России» – непрочно склеенные под мягкой обложкой страницы газетной бумаги – является одной из самых ценных, что издаются сегодня. Диссертационные работы, в силу академических требований недоступные порой даже специалистам, дополненные до формата книги, позволяют отследить направление мысли в отношении истории новейшего времени наиболее доступной нам в практическом отношении эпохи.

Федор Леонидович Синицын, известный в академических кругах историк, автор нескольких серьезных трудов, специализируется на межнациональных отношениях в России, писал о национальной политике СССР, об этой проблеме во время Великой Отечественной войны. В работе «Советское государство и кочевники» автор рассматривает вопрос с точки зрения существования отдельной кочевой цивилизации. Ее признаком он считает возникший в I тысячелетии до н.э. в пустынно-степных областях Евразии особый тип хозяйствования, неотделимый от образа жизни, – сезонную миграцию вместе со стадами полных семей и родов скотоводов, включая неработающих малолетних детей и стариков. Численность кочевников в мире в настоящее время историк оценивает в 20 млн человек – для цивилизации маловато, но это всего лишь ее остатки. Автор указывает, что современные казахские историки не видят разрыва между «колониальной» политикой Российской империи и СССР, они считают, что «захват Россией казахских земель в течение XIX века неизбежно предвещал насильственную и гибельную оседлость в XX веке». Исследователь не вдается в полемику с «казахскими историками», однако мы можем напомнить, что представители среднеазиатских народов, в том числе ханы, настойчиво просились под руку царей, хоть и предвидя будущие проблемы, и их просьбы удовлетворяли. Зарубежные историки отмечают, что в глазах кочевников русские колонисты никак не ассоциировались с государством, то есть жили на их землях по обоюдному согласию сторон. Федор Синицын вводит термин «обоседление» и указывает, что такие действия наблюдались не только в СССР, но и в других странах мира.

Федор Синицын. Советское
государство и кочевники.
История, политика, население.
1917–1991.– М.: Центрполиграф,
2019. – 318 с.

Советская власть действовала решительно, но не уникально. Поначалу советы в Казахстане создавали по родовому принципу; созданные по территориальному – разваливались. Местные коммунисты регулярно посещали мечети. В Казахстане и Киргизии советы возглавляли баи, и такие советы кочевали вместе с хозяйством бая. Туркмены предпочитали обращаться к местным лекарям-табибам, фельдшеров, приезжавших в кочевье раз в год, считали грязными и грубыми. Дикарями, с их точки зрения, были как раз советские фельдшеры. Массовые восстания против советской власти, как и везде, были вызваны произволом властей. Командование 11-й кавалерийской дивизии РККА, в 1930 году направленной для подавления восстания в Казахстане, доносило, что причиной возмущения стали действия местных партийных и советских органов, разорявших простых скотоводов – во имя непонятных, пугавших их идей.

К кочевым народам советская власть причислила и цыган, скотоводством, как известно, не занимавшихся. Их удалось принудить к оседлости лишь с принятием в 1956 году постановления Совета министров РСФСР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». С тех пор цыгане живут в своих поселках, но, по аккуратному выражению автора, «это не решило целого ряда проблем по интеграции цыган в общероссийское социально-экономическое пространство», то есть «приобщение к труду» пока что не состоялось. Коренные народы Севера принуждать не пытались – там проживало «редкое, разбросанное население, о котором власти почти ничего не знали». Это благотворное неведение позволило оленеводам в целом сохранить свой образ жизни до сего дня.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий