Правительство покроет бутылки с алкоголем тройной маркировкой | статьи на inet-moll

Владимиру Путину предложили ввести особенный контроль за пивом и минеральной водой. Фото с сайта www.kremlin.ru

Два года назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко пожаловалась, что стала жертвой обмана при покупке минеральной воды. Вместо всемирно известной марки Матвиенко обнаружила в бутылке контрафактную воду – скорее всего обычную водопроводную. С тех пор правительство пытается защитить рынок минеральной воды с помощью системы маркировки всей продукции. Питьевую воду и пиво оно предлагает маркировать цифровой меткой, чтобы остановить потоки контрафактной продукции. Вслед за шубами, шинами, лекарствами и алкоголем к 2024 году правительство РФ, похоже, планирует обклеить марками абсолютно все товары, что не удавалось еще никому. Новую технологию тотального государственного контроля движения товаров российские чиновники собираются экспортировать в страны бывшего Советского Союза.

Глава Минпромторга Денис Мантуров предложил сделать маркировку питьевой упакованной воды обязательной в России с 2021 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства в среду. Эксперимент по маркировке воды уже запущен с апреля 2020 годапо инициативе Совета Федерации, сказал министр (за это очень ратовала спикер Совфеда Валентина Матвиенко). По данным оператора системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в России насчитывается 1,8 тыс. производителей воды и около 200 ее импортеров. А по некоторым данным, около половины всей воды на полках российских магазинов контрафактная.

Кроме того, глава Минпромторга предложил распространить систему маркировки на алкоголь, начав с пива, а затем охватив и все спиртное. Причем Мантуров опять повторил главную цель всей затеи с маркировкой – защитить потребителя, поскольку рынок алкоголя, мол, особенно подвержен контрафакту и фальсификату. Это удивительное заявление, так как российского потребителя несколько лет назад, когда вводилась система цифрового контроля ЕГАИС, уверяли, что фальсификат благодаря ей ушел из магазинов. Очевидно, что совершенству цифровых систем контроля качества нет предела, особенно когда в их создании и оперировании задействован частный бизнес.

А система маркировки, как в среду подчеркнули чиновники (в ее поддержку выступил и премьер Михаил Мишустин), это пример государственно-частного партнерства.

Сейчас специальными метками, так называемыми кодами Data Matrix, в обязательном порядке маркируются, согласно данным с сайта ЦРПТ, шубы, табачные изделия, обувь, шины и покрышки, лекарства. В экспериментальном порядке метки клеятся на велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию.

Чиновники из правительства привели в среду президенту несколько аргументов в поддержку идеи к 2024 году создать систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. По словам Мантурова, благодаря меткам удалось выявить «работу» черных фармацевтов, а на табачном рынке количество производителей увеличилось на треть. Если раньше думали, что в стране производится и импортируется около 400 млн пар обуви в год, то после кодизации ботинок и туфель оказалось, что их на полках в три раза больше. Премьер добавил, что рынок шуб оценивался в 6 млрд руб., а оказалось, что он в 10 раз больше. По словам Мантурова, уже около 1,2 млн человек воспользовались опцией своих смартфонов, с помощью специального приложения они смогли считать с меток полную информацию о товаре.

Однако бизнес, особенно из тех отраслей, где внедрение меток идет в качестве эксперимента, встречает новацию в штыки. Главный аргумент – приходится платить за оборудование, за метки, за обучение персонала. Необходимо покупать принтер для печати этикеток, сканер, аппликатор, обзаводиться электронной цифровой подписью – на круг получается около 25 тыс. руб., что вполне существенно для малого предприятия.

Закон о метках подписан президентом в 2017 году, и он дает правительству право самому определять категории товаров, которые подлежат «меткизации». И она идет полным ходом, не сбавляя обороты даже в период коронакризиса. К тому же замешкавшимся грозят немалые – до 300 тыс. руб. – штрафы и конфискация немаркированных изделий. А если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн руб., то виновному грозит лишение свободы до трех лет.

«Идиотизм полный! – такую эмоциональную оценку дал всему проекту гендиректор компании «Казань-Шинторг» Виктор Литвин. – Вся планета не маркирует, а мы маркируем все».

На совещании в среду чиновники, однако, заверили президента, что система маркировки – серьезный экспортный продукт, который может быть востребован на мировом рынке. Правда, пока силами специалистов из РФ ее внедряют в Киргизии, а Армения с Белоруссией создают свои системы, но при содействии РФ.

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») считает преждевременным устанавливать сроки внедрения обязательной маркировки в РФ молочной продукции до окончания эксперимента по такой маркировке, заявил гендиректор союза Артем Белов. А генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев предупредил о возможных перебоях в лекарственном обеспечении после того, как с 1 июля стартовала обязательная маркировка лекарственных препаратов. Проблемы могут возникать не только потому, что производители не смогли из-за пандемии коронавируса закончить пуско-наладочные работы производственных линий, но и из-за неготовности самой системы, так как массовые подключения привели к ее дестабилизации.

«Сама по себе маркировка недорогая: генерация одного кода стоит 50 коп. Но есть много технических вопросов по организации всего процесса маркировки, с которыми уже довольно затратно и сложно справиться мелким компаниям, – сказал «НГ» шеф-аналитик компании «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. – Например, если они занимаются импортом сравнительно малых партий от производителей из Турции, Китая или стран СНГ, которые широко на российском рынке не представлены, но могут быть интересны рядовому потребителю благодаря их непохожести на узнаваемые бренды либо за счет более низкой цены. Ведь контролировать маркировку товара продавец, получается, должен на каждом этапе дистрибьюции: включая автоматизированный учет на складах, где для скана маркировки потребуется специальное программное обеспечение и как минимум оборудование для считывания штрихкодов, то же самое должен, по идее, делать и водитель-экспедитор».

В результате, по словам эксперта, позволяя вытеснять сбыт откровенной контрабанды или некачественной одежды и обуви из вредных для кожи человека материалов, одновременно система маркировки обедняет конкуренцию на рынке».

«Если ввести такую систему повсеместно для почти всех товарных групп, то рынок перераспределится ещё существеннее в сторону продукции от более крупных производителей, а товары мелких компаний будут вымываться, — предупреждает Пушкарев. — А в отсутствие конкурентов, крупные продавцы более известных марок ширпотреба смогут беспрепятственно поднять цены, ограничиваясь уже на этот счёт только финансовыми возможностями рядового российского покупателя. Поэтому все успехи в прозрачности пути товара и контроля качества, которые уже заметны, при слишком поспешном распространении этого вполне положительного опыта, будут достигаться, увы, возможно слишком дорогой для потребителя ценой». Совсем серьёзные проблемы могут возникнуть и у самых бюджетных магазинов-дискаунтеров, где наименее обеспеченные жители ближайших кварталов отовариваются в меру скудных возможностей своего кошелька. «Они не будут согласны с идеей купить маркированное и гарантированно качественное, но дорогое в более респектабельном магазине, — продолжает эксперт. — А многие из самых бюджетных видов одежды, обуви поступают в продажу именно из теневого сектора, с которым система маркировки призвана бороться. Казалось бы, проблемы нет: продавцу и поставщику нужно только выйти из тени на свет, но чтобы им имело хоть какой-то экономический смысл это делать, нужно резко снизить для них налоговую нагрузку».

Мелкорозничный бизнес и так побит последствиями карантина, лишних денег у владельцев таких магазинов просто нет, а поднимать цены — не вариант, так как ведет к падению спроса, говорит эксперт. Поэтому нужны массовые налоговые льготы для небольших партий товара, возможно и специально для низкого ценового сегмента. «Нужно отложить принятие слишком резких, широко охватывающих отрасли решений, хотя бы до конца 2021 года, чтобы не выжать необдуманно из малого и среднего бизнеса, из индивидуальных предпринимателей последние соки, и не навредить и без того оставшимся без работы или сильно потерявшим в доходах миллионам жителей России», — предлагает Пушкарев.

Крупнейшие пивоваренные компании в России — AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken — выступили против введения маркировки пива. Проблемы контрафакта и фальсификата, на решение которой нацелена маркировка, на пивном рынке практически не существует, заявляют представители компаний. Маркировка ударит по добросовестным производителям и приведет к существенному росту их затрат, замедлит скорость линий на производствах и фактически станет «вторым акцизом», что приведет к росту цен на пиво, предупреждают производители.

«Инициативу, предложенную министерством, мы считаем излишней в силу того, что в пивоваренной отрасли не наблюдается существенных проблем с контрафактом и фальсификатом. Это актуально скорее для крепкого алкоголя. Для пивоваренного рынка характерна проблема ухода от акцизов, и маркировка ее не решит», — сказала «Интерфаксу» старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова.

Не поддерживает инициативу Минпромторга и Heineken. Пивная отрасль — «самая дисциплинированная и законопослушная как минимум среди алкогольных отраслей», контрафакта и фальсификата на этом рынке нет, заявил директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов. Есть случаи уклонения от уплаты налогов — но только в сегменте разливного пива, которого маркировка как раз не коснется, считает он. «На наш взгляд, инициатива по введению маркировки для пива и пивных напитков специальными или акцизными марками является экономически необоснованной и избыточной», — согласен директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

По его словам, как правило, этот инструмент применяется для борьбы с контрафактом, при этом на рынке крепкого алкоголя акцизные марки широко используются, но доля контрафакта по-прежнему крайне высока, поэтому говорить об эффективности этой меры преждевременно. В пивоваренной отрасли проблемы контрафакта практически не существует, а цели количественного учета достигаются при помощи существующей системы ЕГАИС и счетчиков учета и контроля на производстве, заявил он.

Маркировка «драматически отразится на законопослушных производителях, которые вынуждены будут реализовать дорогостоящий проект, снизив свою конкурентоспособность», считает Федорова. «Поэтому мы выступаем против введения маркировки, считаем эту инициативу избыточной и дублирующей существующую уже сегодня систему ЕГАИС», — заявила она.

Пивная отрасль находится под контролем ЕГАИС, а маркировка будет дублировать эту систему и станет бременем для производителей, а следовательно, и для потребителей, поскольку цены на пиво повысятся. Для производителей введение маркировки грозит огромными затратами, снижением объемов производства и прибыли, считает Болматов.

Введение маркировки «в очередной раз приведет к увеличению нагрузки на легальный бизнес, который будет вынужден инвестировать большие объемы денежных средств в установку специального оборудования и закупку марок, и удорожанию продукта для потребителя», — прогнозирует Дурдыев. По его словам, установка оборудования для нанесения маркировки для одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется в $1 млн, таких линий на крупном заводе минимум 10. «С учетом того, что пивоваренный бизнес низкомаржинален, это существенные затраты», — отметил он. Кроме того, внедрение маркировки потребует дополнительной доработки ЕГАИС. «Оборудования по маркировке пивоваренной продукции на скорости линий розлива пивоваров просто не существует, и это приведет к потере производительности и негативно повлияет на производственные и финансовые показатели отрасли», — сказал представитель AB InBev Efes. — Также нельзя отрицать тот факт, что введение маркировки неизбежно приведет к росту цен на полке и для индустрии станет вторым акцизом», — добавил он.

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий