Чолпонбай, чабан-авиалюбитель:
Это данные русского блоггера, но он ссылается на известное исследование Кривошеева (дай ему бог здоровья в этой и лучшей жизни).
————————
Недавно, просматривая архив Военно-исторического форума, наткнулся на весьма любопытную табличку, в которой отражены (по немецким данным) поквартальные потери истребителей Люфтваффе на Восточном и Западном фронтах Второй мировой войны. При этом к Западному фронту отнесены все театры военных действий, где против немцев воевали не советские, а англо-американские ВВС, то есть, Западная Европа, Атлантика, Балканы, Северная Африка и Средиземноморье.
Ме-109 был любим немецкими летчиками. Я бы назвал его «акробат». Слишком компактный. Все жаловались на тесную кабину. Но имел достаточную огневую мощь и в опытных руках был лидером неба до конца войны
Я решил, так сказать, для широты кругозора, перепостить эту таблицу, дополнив ее итоговыми значениями, а также — еще одной табличкой с потерями советской истребительной авиации по годам войны, взятыми из известного справочника Кривошеева. В справочнике они округлены до сотен, но на общую картину это не влияет. А картина, прямо скажем, получается не очень оптимистичная…
Лилия Литвяк — не просто суперкрасивая девушка. Она была талантливой и опытной к 1941 г. летчицей — летала уже 7 лет (начиная с аэроклуба). Но ее судьба, как и судьба других летчиц, говорит мужикам — нельзя было делать женские полки. Они слабые. Литвяк с сентября 1942 г. летала в мужских полках. Странно то, что она сбила 11 лично, а героя дали только в 1990 г. Литвяк — не пример героизма. Она — пример уникальности. Такими же уникальными были Покрышкин, Кожедуб, Сафонов. И летала Литвяк на ЯК-1. Несмлотря на детские болезни, это был неплохой истребитель. Тоже акробат. Не зря Яквлев для ЯК-3 взял ЯК-1, а не ЯК-9.
Итак, сперва — «немецкая» таблица. В первой колонке показаны потери на западных фронтах, во второй — на Восточном, в третьей — общий итог. Потери за 1945 год не учтены, поскольку из-за «схождения» фронтов в этот период одни и те же немецкие истребительные части воевали как против советских, так и против англо-американских ВВС, а потому зачастую невозможно было определить, кем нанесен урон.
До появления на Западе американских P-51, P-38 и P-47 основным сбивателем немецких истребителей был Спитфайр. Знаете, востоячные люди, почему он не мог появиться в СССР ? Потому что у нас не было такого уникального авиадвигателя, как Мерлин, дававшего в 1941 г. уже 1490 л. с. против 1100 л. с. у яколевских акробатов. И второе — англичане стали ставить мощное уникальное крыло (лопата), которое было сложно делать. То есть один Спит был по трудозатратам равен трем ЯК-1. Для СССР это не было приемлемо. И это крыло позволяло ставить на нем 4 пушки. Плюс пулеметы. А Яковлев даже на ЯК-3 ставит только пушку и пулемет.
Потери за период с 22 по 30 июня 1941 года на советско-германском фронте приплюсованы к данным за 3-й квартал.
1941
3 квартал 312 794 1106
4 квартал 191 301 492
ВСЕГО 503 1095 1598
1942
1 квартал 268 317 585
2 квартал 562 558 1120
3 квартал 592 676 1268
4 квартал 499 298 797
ВСЕГО 1921 1849 3770
1943
1 квартал 967 343 1310
2 квартал 1612 565 2177
3 квартал 2173 673 2846
4 квартал 1619 335 1954
ВСЕГО 6371 1916 8287
1944
1 квартал 2700 391 3091
2 квартал 3569 511 4080
3 квартал 4231 705 4936
4 квартал 3560 496 4056
ВСЕГО 14060 2103 16163
ИТОГ 22855 6963 29818
Далее — соотношение советских и немецких потерь истребителей по годам, поскольку поквартальной разбивки в кривошеевском справочнике нет. В первой колонке — немецкие потери, во второй — наши, а в третьей — пропорции. Любопытно, что наиболее выгодное для нас соотношение потерь было в 1942 году.
1941 1095 9600 1/8,8
1942 1849 7000 1/3,8
1943 1916 11700 1/6,1
1944 2103 12700 1/6,0
ИТОГ 6963 41000 1/5,9
——————-
Ч.Б. Да, основные сухопутные силы Вермахта перемалывал Восточный фрронт. А вот морские и воздушные — Западный
Источник: vikond65.livejournal.com