Когда голосовали за поправки к Конституции, даже экспертам трудно было предусмотреть законотворческую коллизию.  Фото агентства «Москва»

Работа по модернизации законодательства для его приведения в соответствие с обновленными положениями Конституции РФ, очевидно, застопорилась. Первый пакет проектов внесен президентом 22 сентября, но их первое чтение лишь предварительно назначено на вторую половину октября. Давно обещанная инициатива по полномочиям Госсовета в Госдуме вообще не появилась. Зато становятся известны планы, например, по дальнейшему огосударствлению местного самоуправления, которое станет частью исполнительной вертикали. Как и предсказывала «НГ», вместо точечной корректировки правового пространства Кремль решил провести его масштабную чистку. Скорее всего нормы «Конституции 4 июля» получат в законах расширенное толкование.

В утечках информации о содержании будущих «конституционных» изменений законодательного поля страны, которые публикуются сетевыми СМИ, обнаружилась интересная подробность. Напомним, что в Конституцию введено понятие «единая система публичной власти», а обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие» входящих в нее органов поручено, конечно, президенту. В официальном перечне законов, изменение которых завязано на поправки к Конституции, однако, нет упоминания документа, определяющего, что это такое – «единая система публичной власти».

Как сообщило издание ura.ru, есть данные о том, что такой законопроект, видимо, будет создан. Его напишут путем соединения и скорее всего расширения двух законов – о госслужбе и об общих принципах организации местного самоуправления.

Уже якобы известно, что по новому закону губернаторы получат возможность отправлять в отставку мэров муниципальных образований в связи с утратой доверия. То есть это будет аналогичное полномочие тому, которое президент РФ имеет сейчас в отношении самих глав регионов. Более того, не исключено, отмечает ura.ru, что губернаторы смогут и назначать этих мэров без вхождения в сложные процедуры формирования конкурсных комиссий на паритетных основах с местными депутатами, а вообще напрямую. Иными словами, это будет примерно такой же механизм, как тот, в соответствии с которым президент назначает руководителей ряда субъектов РФ – скажем, на Северном Кавказе или в северных автономных округах.

С одной стороны, изыскания ura.ru выглядят сомнительными хотя бы потому, что эти полномочия – назначать и снимать мэров – у губернаторов в принципе имеются и сейчас. Может быть, они более сложно сформулированы, но тем не менее они существуют. Напомним, однако, что в той же обновленной Конституции теперь прямо написано: «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом». Таким образом, без громких криков муниципалитеты уже вписаны в вертикаль исполнительной власти. И поэтому в Кремле решили, что слово «могут» все-таки лучше будет понимать как «должны» – и написать соответствующий закон. Исходя из того понимания, что после плебисцита 1 июля теперь можно все, что необходимо.

Инициативные граждане требуют возвращения
прямых выборов мэров, а власти готовят
полную отмену этой процедуры. Фото
со страницы «Народная инициатива.
Свердловская область» в Facebook

И уже нет больших сомнений в том, что данный принцип, очевидно, будет применен в ходе реализации большинства конституционных поправок. Разработка и принятие более сотни законов и многих тысяч нормативных актов более низкого уровня, которые необходимы для реализации положений «Конституции 4 июля», изначально выглядели практически неподъемной задачей для неповоротливой государственной машины. Поэтому неудивительно, что активность власти в этой сфере после общероссийского голосования практически замерла. Собственно, спешка нужна была для проведения конституционных поправок, чтобы как бы застолбить территорию, которую осваивать можно было бы потом уже более осмысленно.

Судя по всему, сейчас именно этот процесс и происходит. Напомним, что первый пакет «конституционных» законопроектов в количестве восьми штук президент Владимир Путин внес только 22 сентября. В их перечне оказались те, которые в основном требовали механического переноса в их тексты норм Основного закона. Но и тут возникла нужда в некой паузе. Дело в том, что два документа представляли собой новые редакции закона о правительстве и конституционного закона о Конституционном суде. В них уже оказалось много того, о чем не говорилось в поправках к Конституции. Поэтому весь первый пакет запланирован для первого чтения в Госдуме на вторую половину октября, но при этом лишь предварительно.

Скорее всего законотворческие аппетиты власти, как это часто и бывает, по мере анализа правовой базы страны только разрастаются. И теперь, по уже сложившейся традиции, каждый паровоз, то есть тот или иной законопроект, потащит через Госдуму уже гораздо большее количество вагонов в виде каких-то изменений и дополнений. Похоже, частично тем же самым объясняется и задержка с представлением депутатам от президента проекта закона о Госсовете. Предполагалось, что этот документ на Охотном Ряду начнут изучать еще на прошедшей неделе. Но затем выяснилось, что подготовка инициативы пока продолжается. Однако вокруг закона о Госсовете, видимо, до сих пор не прекратились споры внутри самой власти. Что же касается превращения местного самоуправления в часть единой государственной власти, то по этому поводу споры вряд ли возникнут. Вопрос вот в чем: после предстоящего обновления законодательства останутся ли там следы от также специально прописанных в Конституции положений на тот счет, что низовые власти, дескать, могут проводить самостоятельную финансовую и экономическую политику в пределах своей компетенции и имеющихся ресурсов? 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий