Молодые россияне куда чаще оказываются приверженцами активного образа жизни.  Фото агентства «Москва»

Молодые россияне демонстрируют отличные от взрослого поколения потребительские привычки, сообщают исследователи потребительских предпочтений граждан РФ. В частности, молодежь куда чаще предпочитает мясу овощи и фрукты, отказываясь также и от табака. С одной стороны, российские зумеры (то есть те, кто родился после 1996 года) действительно в большей степени, чем взрослое поколение, пропагандируют здоровый образ жизни (ЗОЖ), однако эта декларация может быть и вынужденной. Доходы молодых россиян зачастую куда ниже их более старших товарищей, замечают эксперты.

Представители поколения Z, то есть родившиеся после 1996 года, на 29% чаще покупают овощи и фрукты и на 27% реже – мясо и птицу. Эти выводы основаны на анализе покупок пользователей – клиентов банков и микрофинансовых организаций (МФО) с июня по август 2020 года. При этом в структуре трат молодых пользователей овощи и фрукты занимают 22% общего бюджета на товары широкого потребления, а мясо и птица – 15%. Для сравнения: поколение Y (родившиеся с 1981 по 1996 год) тратит на мясную продукцию 17% своего бюджета, а поколение X (родившиеся с 1965 по 1980 год) – 19%.

Разные поколения демонстрируют различные потребительские установки не только в питании. Как показывает исследование платежного сервиса «Скрепка», траты россиян разных возрастов на товары повседневного спроса в целом существенно различаются. К примеру, в среднем россияне тратят на покупку товаров повседневного спроса, к которым относятся продукты питания, бытовая химия, предметы личной гигиены, зоотовары, детское питание и лекарства, около 17,5 тыс. руб. в месяц в крупных городах и 11,5 тыс. в месяц в других регионах. Расходы зуммеров на такие товары оказываются меньше. Так, проживающие в крупных городах молодые россияне тратят в месяц около 16,5 тыс. руб., проживающие в регионах – 10,4 тыс. руб.

Экономя на еде и бытовой химии, зумеры куда реже старшего поколения покупают алкогольные напитки и сигареты. «В чеках зумеров в 1,6 раза реже встречается алкоголь и в 2,1 раза реже табачная продукция», – сообщают исследователи. В целом среди молодых потребителей наблюдается общий тренд на здоровый образ жизни, уверены исследователи.

Различия в потреблении разных поколений связаны с их возрастными и поведенческими особенностями, считают эксперты «НГ». «Теория поколений Х, Y и Z дает четкую характеристику людей разного возраста. Приоритеты поколения Х довольно традиционны – семья, работа, дети. Отсюда и приверженность традиционному потреблению», – объясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В свою очередь, поколение Y в большей степени стремится делать карьеру, меньше склонно к созданию семьи и появлению детей. «Стремление к получению удовольствий и комфорта делает это поколение идеальным потребителем, который любит все новое, активно покупает много товаров, при этом не стремится экономить», – рассуждает он.

Потребление поколения Z основывается на том, что модно в данный момент, считает Сигал. «Зумеры больше ориентируются на лидеров мнений, блогеров и знаменитостей, которые уже много лет пропагандируют ЗОЖ», – соглашается гендиректор сервиса «Скрепка» Алексей Шумилин.

Многие молодые люди сегодня действительно придерживаются активного образа жизни, подтверждает завкафедрой маркетинга и рекламы РАНХиГС Юлия Сяглова. «Они много внимания уделяют здоровью, а значит, покупают овощи и фрукты и не злоупотребляют алкогольными напитками. Тренд на ЗОЖ проявляется как в стиле питания молодежи, так и в открытии новых нишевых концептуальных форматов предприятий», – считает она. Кроме того, напоминает эксперт, среди молодых людей куда больше тех, кто следует модным тенденциям в сфере питания, приобретая какие-то специфические продукты, или выбирает особый стиль питания. «Например, веганы и вегетарианцы, сыроеды. Из-за своих взглядов этим людям не хочется есть пищу животного происхождения, и поэтому они уходят в растительное мясо, овощи и фрукты. Среди людей более старшего поколения число тех, кто выбирает такой стиль питания, меньше», – указывает Сяглова.

Нужно понимать, что зумеры – это поколение, которое большую часть своей жизни, а некоторые и всю жизнь формировалось и росло в стерильных условиях, где девиантное поведение и употребление табака и алкоголя всячески порицалось, напоминает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Николай Перепелкин. «В массы продвигались идея и образ успешного человека, не связанного с алкоголем и сигаретами. Нужно ли говорить, что предыдущие поколения росли и формировали свое мировоззрение в более доступной, в том числе и в плане опасных для здоровья увлечений и привычек, атмосфере. Если какое-то время назад сигарета и алкоголь могли привлекать подрастающее поколение как символ «взрослости», то в настоящее время имидж «взрослого и самостоятельного человека» поддерживает его умение и способность построить карьеру, добиться результатов, декларацию здоровья и красоты как тела, так и духа», – замечает эксперт.

Известно также и об особом отношении зуммеров к сложной и вредной пище, напоминает он. «В целом представители поколения Z более склонны придерживаться здоровых диет или диет оздоровления, что отражено в их покупках. Но не стоит забывать, что часть этих людей все еще могут проживать с родителями, то есть быть частью домохозяйства, где «нездоровые», но привычные продукты покупаются в общей семейной продуктовой корзине», – указывает Перепелкин. То есть расходы зумеров на свою потребительскую корзину могут быть меньше еще и потому, что они просто все еще проживают с родителями, а их собственные доходы сильно меньше старших возрастных групп.

Не исключено, что экономия на мясе и товарах повседневного спроса у зумеров вынужденная.

О банальном отсутствии у молодого поколения свободных средств говорят и недавние опросы банков. Так, исследование страховой компании «Росгосстрах жизнь» и банка «Открытие» показало, что поколение зумеров зачастую зарабатывает много меньше своих старших товарищей. В частности, около 62% опрошенных в возрасте до 23 лет тогда заявили, что зарабатывают ежемесячно от 5 до 25 тыс. руб.

Помимо меньших заработков зумеров отличает и меньшая заинтересованность в кредитах. Так, в этой возрастной категории самая высокая доля тех, у кого нет текущих обязательств перед банками (более 58%), говорилось в исследовании. Для сравнения: в возрастной категории от 24 до 39 лет кредитов нет у 39%, в категории от 40 до 54 лет – у 42%, в категории от 55 лет – у 56% (см. «НГ» от 09.04.20).

Очевидно, это две стороны одной медали – низкие доходы влекут за собой недоступность кредитов для этой возрастной группы. «Молодые люди до 23 лет обычно не имеют кредитов просто потому, что у них нет необходимого для этого уровня доходов. Многие в этом возрасте живут с родителями, и необходимости в ипотеке просто нет», – замечали эксперты. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий