Условия жизни на селе привлекают далеко не каждого. Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru

Сельское хозяйство в РФ даже в условиях кризиса активно развивается, рапортуют в Минсельхозе. Россия наращивает производство зерна и увеличивает экспортные поставки сельхозпродукции. Однако это мало сказывается на состоянии сельских территорий. Власти собираются поддержать уровень жизни селян с помощью госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Однако пока эта госпрограмма помогает не сильно: уровень безработицы в деревне в два раза выше, чем в городе, а за чертой бедности проживают 27% сельских жителей.

Российский агропромышленный комплекс (АПК), несмотря на кризис, демонстрирует неплохие показатели и по итогам года сохранит положительные темпы роста. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев напомнил в среду, что за восемь месяцев рост сельхозпроизводства составил 4,2%.

Положительная динамика сохраняется в том числе благодаря рекордным урожаям. «Всего мы рассчитываем получить более 125 млн т зерновых и зернобобовых культур, в том числе пшеницы – не менее 82 млн т, что на 7,5 млн т больше, чем годом ранее», – заявил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев на правительственном часе в среду в Госдуме. Ранее ведомство оценивало урожай зерна в этом году в 122,5 млн т, в том числе 75 млн т пшеницы. При этом на экспорт в текущем году планируется отправить сельхозпродукции на 25 млрд долл. К слову, на конец сентября Россия экспортировала уже на 19,5 млрд долл., что на 12% больше показателей прошлого года.

АПК является на сегодняшний день чуть ли не единственным драйвером развития экономики РФ, признают чиновники. Тем печальнее, что положение дел на селе по-прежнему оставляет желать лучшего. Предполагалось, что жизнь на селе улучшит правительственная программа комплексного развития сельских территорий, рассчитанная на 2020–2025 годы. Однако по итогам почти года ее действия результатов не так много.

Основными причинами оттока населения из деревни, так же как и раньше, остаются неразвитая инфраструктура, низкий уровень заработной платы и высокая безработица, утверждает аудитор Счетной палаты Михаил Мень. По данным Росстата, уровень безработицы (по методологии МОТ) среди сельских жителей составляет 6,9%, что почти в два раза выше, чем в городе, 3,9 %. При этом заработная плата в сельском хозяйстве составляет около 60% от средней по экономике. Для сравнения: по итогам 2019 года в среднем сельский житель получал 31,5 тыс. руб.

В СП отмечают, что одной из целей комплексного развития сельских территорий являлось доведение доходов сельских жителей до 75,5% от уровня городских к 2025 году. «В настоящее время располагаемые ресурсы на одного сельского жителя (включающие все денежные и натуральные поступления) составляют только 67% от городского уровня (план на 2020 год – 70%. – «НГ»)», – указывают аудиторы. В результате около 27% сельских жителей живет за чертой бедности, в то время как среди горожан доля населения с денежными доходами ниже черты бедности всего 8%, подчеркивают в ведомстве Алексея Кудрина. В частности, следует из их данных, располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на одного члена домохозяйства) в сельской местности составили в 2019 году всего 21,1 тыс. руб. в месяц.

Сегодняшняя ситуация на селе мало отличатся от того, что было год назад. «Уровень безработицы на сельских территориях достигает 8%, тогда как в городе этот показатель составляет 4,3%. Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума – 20%. В городе – 11,2%. Более 67% жилищного фонда в сельской местности оборудовано не всеми видами благоустройства, в городе – менее 21%», – объяснял в 2019 году необходимость принятия госпрограммы развития сельских территорий Патрушев (см. «НГ» от 29.04.19).

Текущее финансирование госпрограммы развития сельских территорий аудиторы тоже признают неудовлетворительным. Михаил Мень напоминает, что бюджетом на 2020 год на развитие сельских территорий было выделено 36 млрд руб. «Вместе с тем, несмотря на заключенные до начала финансового года соглашения с регионами, процент кассового исполнения госпрограммы пока невысокий – на 1 сентября всего 32,5% (фактически израсходовано только 8,3 млрд руб.)», – обращает внимание аудитор.

В частности, низкий уровень освоения средств наблюдается по проектам комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций – всего 32,4% – и по развитию жилищно-коммунального хозяйства на сельских территориях – 28,4%.

Ряд мер поддержки и вовсе оказался невостребованным. «За восемь месяцев текущего года на оказание финансовой поддержки муниципалитетам по строительству жилья, предоставляемого по договору найма, использовано всего 0,3% предусмотренных средств (из 1 млрд руб. на строительство 43,47 тыс. кв. м жилья предоставления в наем 400 семьям израсходовано 3,4 млн руб.).

Однако регионы активно тратили средства на строительство социальных объектов. По данным СП, на это было израсходовано 65% от заложенных средств.

В Минсельхозе парируют: «За шесть лет (сроки действия программы. – «НГ») полностью решить проблемы села невозможно». Именно поэтому в министерстве выступают за продление госпрограммы как минимум до 2030 года.

Дмитрий Патрушев при этом сетует на низкий уровень финансирования госпрограммы. Так, в 2020 году финансирование госпрограммы составило 35,9 млрд руб., это на 43,3 млрд ниже объема, изначально предусмотренного паспортом программы. «В результате мы были вынуждены скорректировать целевые показатели госпрограммыв меньшую сторону», – поясняет министр.

Отметим, по паспорту программы в текущем год на ее реализацию должно было быть направлено 79 млрд руб., а отправлено только 35 млрд. На будущий год финансирование госпрограммы развития сельских территорий планируется снизить до 30,9 млрд руб. вместо плановых 160 млрд. В свою очередь, в 2022 году бюджетные отчисления составят 31,4 млрд руб. против плановых 193 млрд, и в 2023 году – 31,4 млрд против 201 млрд руб.

Депутаты Госдумы, обсуждая госпрограмму, предложили увеличить ее финансирование и не утверждать бюджет-2021 до тех пор, пока объем выделяемых средств на программу не будет увеличен. Текущее финансирование – это 200 тыс. руб. на один населенный пункт в год, отметил вице-спикер ГД Алексей Гордеев. «Разве на такие деньги можно оживить жизнь сельских территорий?» – задается он вопросом.

Удивительно также, что применительно к комплексному развитию сельских территорий чуть ли не основным пунктом плана является финансирование строительства капитальных объектов инфраструктуры. В самом Минсельхозе признают, что «визитной карточкой» госпрограммы можно назвать механизм сельской ипотеки. «Масштабы востребованности этого инструмента превысили первоначальные планы почти вдвое: количество выданных кредитов достигло 21,5 тыс., их объем составляет 42,5 млрд руб. при первоначальных планах в 11 тыс. кредитов на 23,5 млрд руб.», – подчеркивают в ведомстве.

Собственно, обеспечение жильем селян является одной из целей госпрограммы. Предполагается, что объем ввода жилья составит не менее 2,34 млн кв. м для 25,5 тыс. семей, проживающих и работающих на селе. Кроме того, по средствам сельской ипотеки по льготной ставке от 0,1 до 3% годовых будут улучшены жилищные условия свыше 200 тыс. семей.

Эксперты «НГ» признают: расходовать ресурсы программы на строительство жилья – ошибка. Инвестировать лучше в инфраструктуру. «Там, где есть дороги и инфраструктура, возможно развитие бизнеса. А там, где бизнес создает рабочие места, могут жить люди, способные оплачивать строительство жилья», – указывает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий