Фото агентства городских новостей «Москва»

Эксперты отмечают, что нынешнее законодательство по фальсификациям итогов голосования слишком мягкое для нарушителей. Следует увеличить в разы сроки ответственности. Ведь под угрозой может оказаться будущее страны

Одной из основных проблем прошлых выборных кампаний стали сомнения в их чистоте и легитимности результатов — ведь современные технологии позволяют не только фиксировать нарушения на участках для голосования, но и практически в реальном времени распространять информацию о них. По мнению экспертов, уже давно назрела необходимость усилить ответственность сотрудников избиркомов за допускаемые ими нарушения избирательных прав граждан и откровенную фальсификацию итогов выборов. 

«Современные технологии позволяют выявлять любые нарушения избирательного процесса. Следует отметить, что впервые за очень долгое время перед проведением выборов вопросы фальсификаций стали активно обсуждаться именно с юридической точки зрения», — прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, доктор юридических наук, подполковник милиции в отставке Юрий Трунцевский.

Основной  проблемой  современных выборов эксперты называют давление на членов УИК «сверху» с целью провести нужных кандидатов. Эти случаи становятся публичными и тем самым подрывают уверенность граждан в честности самого выборного процесса.

— Бесспорной проблемой современных выборов является злоупотребление административным ресурсом на местах. Этот фактор влияет как на результаты голосования, так и на участие граждан в нем, формируя абсентеистические настроения (то есть склонность избирателей к уклонению от участия в выборах — прим.ред). А процент явки является важным индикатором уровня доверия граждан к власти и институту выборов, а также показателем электоральной культуры граждан и зрелости политической системы в целом, — говорит почетный адвокат России Елена Шумакова.

С одной стороны, по словам адвоката, административный ресурс используется для повышения процента проголосовавших избирателей, чтобы легитимность самого процесса не вызывала никаких сомнений, а с другой — для обеспечения определенных показателей электоральной поддержки. И здесь часто применяются различные виды давления и манипуляций.

Защитить выборы от таких эксцессов призваны статьи 141 (о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий) и 142 (о фальсификации избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования)Уголовного кодекса, предусматривающие наказание в виде штрафов и лишения свободы сроком до четырех лет. 

«В 2018 -2019 годах в связи с фальсификациями на выборах в России рассматривалось чуть больше четырех десятков уголовных дел, из которых только по трем получилось установить организаторов и истинные мотивы преступлений, — рассказывает адвокат в суде присяжных, вице-президент Невской коллегии адвокатов Андрей Алешкин. — Правоохранительные органы и суды не всегда учитывали, что подобные преступления могут повлиять на незаконный приход к власти и посягательство на основы конституционного строя. Нередко отказывали даже в доследственной проверке фактов преступлений, зафиксированных на официальных видеозаписях с избирательных участков».

По словам юриста, чтобы скрыть уголовные преступления в сфере фальсификации выборов, члены избирательных комиссий совершают еще и административные правонарушения — например, неверное заверение копии протокола об итогах голосования, нарушение прав гражданин на ознакомление со списком избирателей, нарушение прав члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей и т. д. Однако с развитием гражданского общества и современных технологий раскрыть факт фальсификации стало гораздо легче. И наказания за такие нарушения должны быть куда более строгими, чем прежде. Так, например, санкция соответствующих статей Уголовного кодекса должна начинаться от 10 лет, так как подобные преступления имеют повышенную общественную опасность, указывает Алешкин.

«Наказания за фабрикацию нужно усилить, уголовная ответственность должна стать реальностью для членов комиссии, — предлагает адвокат. — Граждане, участвующие в фабрикации, должны понимать, что ответственность неотвратима. Дела должны рассматриваться открыто и лучше всего в суде присяжных. Сроки ответственности стоит увеличить в разы». 

Между тем даже условный срок лишения свободы, принудительные работы или штраф, а точнее их последствия, способны сломать судьбу обычного человека, особенно работника бюджетной сферы, пошедшего на фальсификацию по настоянию, например, местных властей или собственного начальника. Но отвечать за такой проступок придется рядовому члену избиркома.

«Дальнейшее трудоустройство по специальности, как мы понимаем, будет сильно осложнено, так как кандидату отделы кадров, скорее всего, откажут в приеме на работу, — отмечает Юрий Трунцевский. — Существующий арсенал правовых мер привлечения к юридической ответственности нарушителей за фальсификацию выборов должен заставить тех, кто пытается обмануть закон, как минимум, задуматься».

В качестве еще одной меры защиты результатов выборов от постороннего влияния Юрий Трунцевский предлагает должным образом обеспечить подготовку наблюдателей и членов избирательных комиссий с совещательным голосом, чтобы не допустить давления на избирательные комиссии со стороны парламентских политических партий.

«Важно, чтобы все партии подошли к выборам хорошо подготовленными, и особенно – юридически, избегая крайних (незаконных и неэтических) методов политической борьбы: распространение недостоверной и заведомо ложной информации, технологии незаконного давления на принятие решения и итоги выборов, — отмечает эксперт. 

России действительно нужно ужесточение наказаний тех, кто организует фальсификации, и готовность участников выборов защищать свои законные права всеми законными методами, убежден председатель Исполнительного комитета Московского областного регионального отделения «Ассоциации юристов России» Михаил Зюзьков.

«В 2020 году выборы потребуют от всех участников юридической грамотности, а от партий – серьезного юридического аппарата, который будет отстаивать интересы своих кандидатов и, в конечном счете, своих избирателей, — рассуждает специалист. — Заслуживающим уважение примером в этом смысле является партия «Новые люди», ведущая серьезную юридическую работу во всех регионах присутствия.

В этой партии, уже столкнувшейся с противодействием чиновников на местах, есть свое видение того, как нужно наказывать фальсификаторов.

«Преступления в области избирательного права стоит приравнять к тяжким, — уверен председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев. — После этого расследования станут вестись гораздо эффективнее. Сотрудников избиркомов, официально заявивших о преследовании и давлении, должна оберегать государственная программа защиты свидетелей. У нас в стране эта программа работает уже 16 лет». 

Как отмечает политик, все нарушения на выборах 13 сентября нужно запротоколировать, в том числе, активно используя видеофиксацию, а затем предавать широкой огласке, в этом случае система уже не сможет закрывать глаза на инциденты. Уголовные дела будут доводиться до суда, на заседаниях которого будут присутствовать журналисты, блогеры, представители общественности. «Наши суды и правоохранительные органы больше не смогут игнорировать общественную значимость этих преступлений, которые могут стать причиной незаконного прихода к власти», — считает Алексей Нечаев. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий