Почему у нынешних партий исчезает ядерный электорат | статьи на inet-moll

Фото агентства городских новостей «Москва»

В последние дни основатель «Яблока» Григорий Явлинский в самом начале избирательной кампании последовательно и настойчиво предлагает некоторой части потенциального электората его партии ни в коем случае за нее не голосовать. Речь идет о сторонниках Алексея Навального, которым Явлинский жестко заявил: поскольку «Яблоко» не собирается проводить политику их лидера, то оно и не ждет их прихода на участки в свою поддержку.

С виду смахивает на самоубийство, но на самом деле у Явлинского есть своя логика. Во-первых, «Яблоко» считает себя единоличным бенефициаром той части протестных избирателей, которая придерживается, как принято говорить, европейских взглядов. Имеется представление, что им никуда от «Яблока» не деться в ситуации разгрома остальных оппозиционных структур. Так что и «умное голосование», которое яблочники теперь уже открыто называют игрой в интересах власти, они все же держат в уме.

Во-вторых, партия Явлинского, очевидно, не намерена делить с кем-то направленность своей кампании именно против Владимира Путина как символа режима. А как раз антипутинскую риторику пытались монополизировать те же навальнисты или ходорковцы. При этом «Яблоко» декларирует, что будет критиковать власть по существу ее политики, а не разжигать социальную рознь в отношении богатых, как навальнисты. Это уже заявка на эксклюзивную конструктивность. И в-третьих, Явлинский, конечно, как минимум страхуется от недовольства Кремля либо, возможно, все-таки придерживается неких договоренностей о недопустимости даже и тени Навального над избирательной кампанией.

Другое дело, что логика Явлинского уже даже не столько традиционная, сколько формалистская и, что главное, не попадающая в тренды. Например, только что опубликовано исследование Института социологии РАН об уровне поддержки в обществе тех или иных партий и движений в 2020 году. Выяснилось, что 46% россиян не считают какую-либо партию своей, еще 12% вообще ничего о них не знают. Катастрофическими выглядят и результаты ведущих партий: «Единая Россия» – 10%, хотя, правда, есть некий «ОНФ Путина» тоже с 10%, КПРФ – 7–8%, примерно столько же у ЛДПР, а эсэры и яблочники лежат в районе 1–2%.

Любопытно, что, когда в майском соцопросе КПРФ туда в качестве фона была введена «партия Навального», она сразу получила внимание 10% респондентов. И оказалось, что за год ее потенциал не потерял ни грамма. Но, хуже того, именно навальнисты заняли второе место (9%) после ЕР (18%) по ответам на вопрос, какая из партий «лучше всех защищает интересы таких людей, как вы». Коммунисты разделили третье место с ЛДПР (6%). Судя по всему, через такой вопрос и можно определить размер ядерного электората данных партий. У «Яблока», кстати, получился 1%, что подтверждает и Явлинский, напоминая об избирателях образца 2016 года на уровне 1–1,5 млн.

Иными словами, нынешние партии, которые стараются подчеркивать свое идеологическое своеобразие, обрекают себя на нишевое существование. Заметим, что вот у ЕР идеологии нет, а есть тяжеловесы, врачи, волонтеры и прочие, но имеются нерешаемые проблемы коммуникации с глубинным народом. Кремлевский проект «Новые люди» вроде бы был направлен в эту сторону, но переидеологизирован с правым креном, отчего сейчас и буксует. Дело скорее всего в том, что новые поколения российских избирателей, как это происходит и в остальном мире, во-первых, стали крайне малочисленными, а во-вторых, не интересуются социализмом, либерализмом и другими нюансами. Они прежде всего требуют от политических игроков адекватной и оперативной реакции на свои текущие запросы. В нашей стране на это не способна ни одна из партий, эксперимент же с Навальным был досрочно прерван. 

Источник: ng.ru

Author: admin

Добавить комментарий