В работе Пенсионного фонда вскрылось множество ошибок.  Фото PhotoXPress.ru

Пенсионный фонд России (ПФР) накопил колоссальный массив личных данных россиян. Однако, судя по отчету Счетной палаты (СП), не слишком эффективно им пользуется. Аудиторы указывают на многомиллионные выплаты пенсий уже умершим пенсионерам и на существенные недоплаты еще живущим. Доходит до смешного: одному гражданину может быть присвоено несколько СНИЛС или оформлено несколько индивидуальных пенсионных счетов. Подобные многочисленные несостыковки показывают низкую эффективность ведомственной цифровизации в России.

«Информационный массив почти на 156 млн человек – таких объемов достигла система индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных ПФР гражданах. Причем их число планомерно растет», – сообщает СП по итогам проверки ПФР за период с 2017 по 2019 год.

«В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377 млн руб.», – сообщил аудитор СП Сергей Штогрин.

При этом переплаты можно взыскать только через суд или путем добровольного возмещения родственниками умершего пенсионера, напоминают в ведомстве. Заметим, такая переплата обнаружилась только в ходе проверки территориальных органов ПФР, если подобная картина наблюдается и в других отделениях, то тогда речь может идти о потерях уже на многие миллиарды рублей.

Проблема таких расхождений кроется скорее всего в неэффективном межведомственном взаимодействии. В СП напоминают: сведения о смерти до октября 2018 года поступали в территориальный орган ПФР непосредственно из органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), а уже начиная с октября 2018 года они стали представляться в онлайн-режиме из Единого государственного реестра ЗАГС ФНС России посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «Но выборочная проверка поступивших сведений о смерти в отношении 40 умерших застрахованных лиц показала, что по 13 лицам (32,5% проверенных случаев) сведения в ПФР поступили значительно позже даты смерти. На 1 марта 2020 года в территориальных органах ПФР находятся сведения о смерти более чем 11,7 тыс. умерших гражданах, поступившие путем СМЭВ, которые фонд не может идентифицировать в своих информационных базах», – сообщает аудитор Штогрин.

В ведомстве Алексея Кудрина указывают и на множество других проблем. К примеру, ошибки в системе персонифицированного учета ПФР приводят к тому, что на одного и того же человека могло быть открыто сразу несколько пенсионных счетов, которые впоследствии не объединялись. И при назначении пенсии это создает определенные проблемы. «В этом случае, – отметил аудитор, – счета должны объединяться, и пенсия начисляться исходя из взносов по всем счетам. Однако проверка показала, что так происходит не всегда, и тогда пенсионные права граждан ущемляются. Нарушения пенсионных прав выявлены в 53% проверенных случаев». Фонд объединил счета почти 90 тыс. пенсионеров, подчеркнул он. К примеру, только из 45 дел, проверенных СП, в 53% случаев пенсионерам недоплатили, а общая сумма недоимки составила 2,2 млн руб.

Другой частый вариант, рассказывают в СП, – когда один страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) присваивался сразу нескольким гражданам. И обе эти проблемы с течением времени не решаются.

В самом ПФР причину многократной регистрации видят в некорректном заполнении застрахованным лицом в анкете основных своих реквизитов (ФИО, дата и место рождения) либо открытии нового индивидуального счета при изменении реквизитов (например, при смене фамилии) вместо корректировки действующего счета. Но проблема неоднократной регистрации возникла с момента организации персонифицированного учета и не решена до настоящего времени, подчеркивают аудиторы.

Действительно, проблема с актуализацией данных системы существует, подтверждают в СП. «Из-за расхождения информации о гражданах в разных системах (ЗАГС, МВД, ФНС и пр.) изменения, которые происходят в жизни человека, не всегда своевременно отражаются на лицевом счете в Пенсионном фонде», – замечают в ведомстве.

Аудиторы СП показывают, что базы данных, находящиеся в ведении разных ведомств, содержат различную персонифицированную информацию об одних и тех же гражданах. Это также говорит и об отсутствии слаженного межведомственного взаимодействия между заинтересованными структурами, подчеркивают в ведомстве.

По мнению экспертов «НГ», такая картина типична для российской цифровизации. «Все очень типично для ведомства с раздутой бюрократической системой и серьезным отставанием от технологического прогресса», – говорит старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Из-за масштабного аппарата согласований очень многие процессы спотыкаются о базовые вещи, замечает она.

«Выплаты пенсий умершим – тоже проблема, которую можно было бы решить в автоматизированном режиме, но такого рода цивилизация в Пенсионный фонд еще не дошла. Если бы у ключевых ведомств была общая защищенная база данных на современной базе (тот же блокчейн вполне способен реализовать такую задачу), никаких проблем с назначением пенсии или ее отменой не возникало бы», – считает эксперт.

Ввод и вывод данных остаются основным источником ошибок в автоматизированных систем, продолжает аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. «В системе ПФР трудятся 109 тыс. человек, что делает вероятными самые разнообразные ошибки. В системе учета ПФР – 156 млн человек, объем средств, которые выплачивает фонд, превышает 10% российского ВВП. В 2019 году расходы фонда составили 8,627 трлн руб. Возьмем теперь потери или ущерб, который наносит какая-нибудь ошибка, которую можно выявить и устранить. Например, в двух территориальных органах переплаты составили более 377 млн руб. Но предположим, каждый территориальный орган делает ошибки того же рода. Тогда ущерб вырастает до 452 млрд руб., а это уже 5% всех расходов», – рассуждает эксперт. То есть, продолжает он, является ли эта проблема общей или относится только к двум проверенным органам?

В этом смысле возможность реализации системы единого документооборота также остается загадкой. «Ранее сообщалось, что главным барьером является сопротивление ведомств, которые не спешат наладить электронный документооборот друг с другом. Причины, возможно, заключаются также в том, что ведомства видят только издержки, но не видят выгод», – рассуждает Делицын.

Как считает бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко, отчет СП в целом дает нам понять масштабность проблемы данных. «Проверка СП – чуть ли не первая проверка ПФР. При этом СНИЛС существует в России 20 лет. ПФР обладает крупнейшей базой данных россиян и распоряжается колоссальными денежными средствами», – заявляет он в эфире радио «Эхо Москвы». Аудиторы указали на проблему нестыковки баз данных различных ведомств, продолжает он. «Информационные базы данных российских ведомств построены отвратительно. Базы данных тех же ПФР и ФНС никак не стыкуются между собой», – говорит экономист.

По мнению Алексашенко, это связано с тем, что цифровизация в России в большей степени проводится для галочки. «У нас цифровизация для отчетности, а не для того, чтобы людям было удобно», – подчеркивает он.

«Сложность существующей пенсионной системы в России, а также изменчивость пенсионного законодательства приводят и к сложности при обслуживании клиентов. Однако необходимо отметить, что недочеты и недоработки системы взаимодействия постоянно отслеживаются и устраняются», – подчеркивают в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий