Пеньков на всех избирателей не набралось | статьи на inet-moll

Голосование между трех деревьев вместо пенька стало очередным этапом развития электоральной демократии в РФ. Фото со страницы «Штаб Навального в Чебоксарах» в Twitter

Официальный единый день голосования (ЕДГ) 13 сентября с точки зрения общих итогов выборов, видимо, уже ничего не изменит. Кандидаты «Единой России» вместе с союзниками и статистами получат проценты не меньшие, а возможно, и большие. Это было бы сложно без голосования на пеньках, хотя теперь виды временных участков вообще не поддаются счету. Главным событием ЕДГ-2020 становится рост явки именно среди лояльного электората. Для организации этой наглядной легитимности власти и нужны дополнительные двое суток.

Губернаторские кампании во всех 18 субъектах РФ, судя по всему, заканчиваются чистой победой действующих руководителей. Результаты борьбы за места в заксобраниях будут многоцветными, но сдвига «Единой России» не произойдет.

И в гордумах в среднем тоже не станет больше оппозиционеров.Например, не оправдалась надежда ряда экспертов на конкурентные выборы главы Иркутской области, которые могли бы привести ко второму туру – единственному в этом году. Однако даже первые подсчеты введенных в ГАС «Выборы» протоколов показали, что между врио губернатора Игорем Кобзевым и кандидатом КПРФ Михаилом Щаповым слишком большой разрыв, который невозможно нейтрализовать даже голосами более оппозиционного административного центра. Расклад 60% на 26% означает победу Кобзева с первого захода.

Рекордсменами же губернаторских выборов, судя по всему, станут камчатский врио Владимир Солодов и врио главы Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн. Последнему не помешало победить отсутствие традиционной предвыборной «рабочей встречи» с президентом Владимиром Путиным. Кстати, это еще раз подтвердило, что такие беседы не имеют отношения к реальным политтехнологиям, теперь это лишь показатель некоего личного отношения Путина к тому или иному региональному лидеру. Кстати, скорее всего среди рекордсменов будет немало действующих губернаторов, идущих на очередной срок. Судя по предварительным данным об активности избирателей, это будут и Краснодарский край, и Пензенская и Костромская области, и еще множество субъектов РФ.

Так что Кобзев, пожалуй, будет при таком раскладе одним из отстающих. Зато Иркутская область стала одним из модельных регионов по новым подходам к администрированию явки избирателей. Этот субъект РФ сильно урбанизирован в отличие, скажем, от большинства европейских областей. Там практически везде один большой город – столица, а все остальное – сельская местность. Ранее именно оттуда приходил лояльный власти избиратель, с помощью которого делался искомый результат. В Иркутской области городов много – и прежде за их счет тоже разверстывались победы тех или иных губернаторов. В этот раз часть из городов в этой схеме задействована, причем, как уверяют местные эксперты, до степени прямой покупки голосов. Но при этом явка там выходит ниже, чем в Иркутске, ранее считавшимся резко оппозиционным.

Это означает только одно – власть научилась работать с явкой, одновременно разогревая и засушивая ее. Вот только разгон волны прихода на участки реализуется среди провластного электората, а оппозиционных избирателей от выборов разными способами отвращают. Прежде всего через выбивание симпатичных им кандидатов. В Иркутске такой вроде бы оставался, но это лишь еще раз ставит вопрос о том, а не был ли поединок Кобзева и Щапова заранее согласованным выступлением на публику. Но в остальных «губернаторских» регионах этого года новый подход таргетирования явки вполне сработал – и прежде всего, конечно, в результате введения трехдневного голосования на расчищенной от лишних претендентов предвыборной поляне.

Центризбирком за пару дней до «трехдневки» по указанию сверху начал пиар-кампанию термина «голосование на пеньке». Но действительность, как всегда это бывает, сильно опередила формальные нормы. Возникает такое впечатление, что участки организовывались спонтанно в любом месте более или менее массового скопления избирателей – и отсюда фото перекрестков, лавочек, капотов и багажников для голосования и даже чего-то вроде площадки для мусорных контейнеров. Хотя это все, понятно, экстремальные случаи, немало было и вполне удобных тентов. А вот сейф-пакеты для хранения уже заполненных бюллетеней у УИКов, похоже, не стали популярными. Накануне трехдневки глава ЦИКа Элла Памфилова, например, критиковала облизбирком Астраханской области за то, что местные нижестоящие комиссии не используют сейф-пакеты, а ей отвечали, что поставка пока не пришла. Интересно будет услышать ответы Центризбиркома на фото- и видеофиксацию нарушений при оформлении этих полиэтиленовых хранилищ. Правда, скорее всего последуют заявления, что все это фейк. Хотя суть странного недоверия низовых комиссий к пакетам, скажем мягко, в том, что это мешает им подавать наверх подтверждение спущенным оттуда нормативам голосования по тому или иному кандидату или партии.

По общему мнению экспертов, ЕДГ-2020 является генеральной репетицией предстоящих выборов в Госдуму 2021 года, которые все еще остаются в зоне риска проведения их в досрочном режиме где-нибудь в марте-апреле. И с точки зрения будущей думской кампании оппозиция этой осенью очевидно провалилась. Конечно, были интересные проекты по сбору кандидатов нового поколения – это прежде всего «Объединенные демократы», созданные по инициативе «Открытой России» Михаила Ходорковского. 13 сентября проводилось и «умное голосование» (УМГ) по системе Алексея Навального, к сожалению, трансформированной в поддержку лишь его собственной команды. В ряде регионов неплохие заделы были у КПРФ, ЛДПР и даже «Справедливой России». Но все усилия были перечеркнуты тем ударом, который власть осуществила введением трехдневного голосования.

В связи с этим для оппозиции приоритетами становятся выработка единой платформы для мобильных отрядов наблюдателей, которые могли бы перехватывать комиссии на пеньках и помойках. Также, видимо, необходимо переключить УМГ в виде общеоппозиционного проекта именно на первый день волеизъявления. Оппозиция уже получила урок в ходе конституционного плебисцита, но почему-то его не усвоила. Между тем административная явка становится главным делом для власти. И тут дело даже не в каких-то процентах, а в информационной борьбе за представление режима легитимным как де-юре, так и де-факто, то есть в глазах некоего условного пропутинского большинства. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий