Отечественному бизнесу объяснили, где искать китайских партнеров | статьи на inet-moll

Чиновники в КНР говорят о «китайско-российском плане» преодоления пандемии и оживления экономических связей. Товарооборот России с Китаем по итогам 2020-го сократился на 6,7% – до 103,9 млрд долл., сообщила в понедельник таможня РФ. А таможня КНР заявила о падении товарооборота на 2,9% – до 107,7 млрд долл. после 110,7 млрд в 2019-м.

Российские экспортеры спешно адаптируются под жесткие требования властей китайских регионов, запретивших ввоз рыбы и птицы из-за обнаруженных следов COVID-19 (см. «НГ» от 04.02.21). В конце января Минэкономразвития провело презентацию российских регионов для инвесторов из КНР. А в понедельник Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) презентовал «Индекс перспективности китайских регионов для ведения бизнеса российскими компаниями».

Источник: РАСПП

Рассказывая о рейтинге, президент РАСПП Виталий Манкевич отметил, что «Азия должна стать плацдармом для построения российских транснациональных компаний нового типа в сфере несырьевого неэнергетического экспорта». Именно по этой причине было проведено масштабное исследование по определению наиболее привлекательных китайских провинций для российского бизнеса.

В ходе исследования анализировались динамика экономического развития, уровень развития финансовой инфраструктуры, налоговый режим, социальное развитие. Наибольший вес имела группа показателей, связанная с интенсивностью деловых связей регионов с Россией, – наличие особых экономических зон, ориентированных на сотрудничество с РФ, крупные двусторонние инвестпроекты, присутствие российских компаний на фондовых биржах провинции, субсидирование российских участников выставок, затраты на открытие офиса. Исследование основано на данных за 2019 год и будет обновлено по результатам данных за 2020 год уже в начале второго квартала 2021 года.

Десятку лучших регионов возглавляет Гонконг, следом идут Гуандун, Шанхай и Пекин. Более высокие экономические показатели продемонстрировали приморские территории на юго-востоке КНР. Многие показатели подтвердили лидерство Гонконга как одной из самых развитых административных единиц Китая. В то же время более тесно сотрудничают с РФ центральные и северные провинции. Это связано с более близким расположением к границе и тем, что большинство товарооборота КНР и РФ обеспечивается за счет сухопутных грузоперевозок, в то время как южные провинции в основном используют портовую инфраструктуру.

Из отмеченных на карте благоприятных регионов с Россией граничит провинция Хэйлунцзян. Это делает ее одним из центров трансграничной торговли двух стран. Именно через эту провинцию проходит большинство грузов, перевозимых по суше, там создана инфраструктура для эффективного приграничного сотрудничества. Благодаря близости к границе в этой провинции, как отмечают исследователи, наблюдается наибольшее проникновение русского языка. Кроме того, Хэйлунцзян занимает первое место по объемам торговли с РФ. Сумма торгового оборота РФ и провинции Хэйлунцзян составляет более 18 млрд долл. (это 16% от общего товарооборота двух стран). При этом 16,9 млрд (то есть примерно 90%) приходятся на импорт российских товаров. Именно через эту провинцию идет поток российского сырья, включая лес, уголь.

Хэйлунцзян заключил соглашения о сотрудничестве с Алтайским и Красноярским краями, Центральным и Уральским федеральными округами, Свердловской областью и Ямало-Ненецким автономным округом.

На втором месте по товарообороту с РФ находится один из лидеров рейтинга Пекин, на него приходится также 18 млрд долл. Это можно объяснить тем, что именно в столице страны зарегистрированы офисы многих российских компаний, занимающихся внешней торговлей.

В РАСПП отмечают, что прибрежные районы Китая получили значительное развитие в ходе политики реформ и открытости. Полномасштабное развитие западных регионов, которые граничат с 12 странами, включая Россию, началось относительно недавно благодаря старту реализации инициативы «Один пояс – один путь». Там считают, что активные реформы в этих регионах открывают большие возможности для российских инвесторов и предпринимателей. Кроме очевидного транспортного направления привлекательным и перспективным на новом «Шелковом пути» является объединение российских и китайских предприятий в единую цепочку добавленной стоимости.

Впрочем Манкевич отметил для «НГ», что Западные регионы сейчас являются наименее экономически развитыми, и с этим и связано их нахождение в хвосте рейтинга. «Текущими темпами им нужно лет 20 для того, чтобы дойти до среднекитайского уровня. Особыми бенефициарами могут стать регионы российского Поволжья: именно через них пройдет трасса Меридиан (Западная Европа – Западный Китай)», — говорит он.

Основатель компании Sinoruss Сурана Раднаева отмечает, что подобный рейтинг нужно подготовить и по российским регионам. «На мой взгляд, у России есть серьезный шанс нарастить несырьевой экспорт в Китай, для этого российские предприятия должны сотрудничать с китайскими по производству готовой продукции на нашей территории. Зачем возить российское сырье в КНР, перерабатывать его там, а потом развозить по всему свету, в том числе обратно по нашей территории, например, в Европу. Эта схема увеличивает занятость среди российского населения, дает нашим регионам китайские инвестиции, доходы от налогов. Однако она упирается в тот самый инвестиционный климат, от которого страдают все бизнесмены в России. Те предприниматели из Китая, кто отваживается у нас работать, очень часто жалуются на бюрократизм, проверки нон-стоп. Их опыт останавливает других потенциальных инвесторов».

Эксперт предлагает также обратить внимание российских предпринимателей на регионы Китая, не представленные в рейтинге РАСПП. «Регионы-лидеры уже «увлечены» другими инвесторами, в Гонконге есть предубеждения против российских бизнесменов. Я бы предложила обратить внимание на особую экономическую зону, которая сейчас создана на острове Хайнань. Это новый перспективный проект, организаторы которого заинтересованы в «новичках», при этом организованное там производство могло бы поставлять продукцию не только в Китай, но и в соседние азиатские страны», — говорит Раднаева.

Шансы выйти за рамки продажи сырья в Китай у РФ есть, но чтобы они реализовались, нужен пересмотр политики, считает Манкевич. «Несырьевой неэнеретический экспорт в Китай растет, в 2020 году вырос экспорт пластмасс и другой продукции нефтегазохимической промышленности, в прошлом году запустился ЗапСибНефтехим, который начали строить в 2014. Но почему должно было пройти 20 лет, чтобы пришло понимание, что нефтехимию экспортировать выгоднее, чем просто сырую нефть?».

Для того, чтобы повышать добавленную стоимость экспорта недостаточно построить пару заводов, пусть даже и крупных, и ждать, нужно развивать систему образования, продолжает он. «Корейский, китайский и японский экспорт начался после того, как правительство вкладывалось в образование и фундаментальную науку. Нужно создавать такие условия, чтобы люди хотели жить в стране, доверяли, а не боялись правоохранительных органов. Для этого требуется развивать институты, — говорит он. Корейцы и китайцы создали эффективную экспортно-ориентированную экономику за счет поддержки крупного бизнеса, в то время как российская система поддержки экспорта ориентирована на малый и средний бизнес. Что даст субсидирование участия на выставке стоимостью 5-10 тыс.долл. компании с оборотом в 50-200 млн? Ничего, они и сами могут заплатить эти деньги. Гораздо важнее точечное доведение до экспортных контрактов и государственная политика поощрения зарубежных инвестиций. Минфин и ЦБ чахнут над нашим златом и вкладывают их в развитие экономики ЕС, в то время как могли бы кредитовать зарубежные инвестиции российских компаний. А это мультипликативный эффект, особенно если привлекать в проекты оборудование российского производства, российские строительные компании, российские IT сервисы, российских юристов и российские банки».

По мнению Манкевича, сейчас происходит изменение географических предпочтений российского бизнеса в Поднебесной, и они двигаются в сторону лидеров рейтинга РАСПП.

«Частично это уже происходит. Офисы крупных российских компаний тяготеют к крупным финансовым центрам: Гонконгу, Пекину, Шанхаю, которые в топе рейтинга. Гуандун является крайне востребованным среди российских экспортеров. По этой причине РАСПП запустил там павильон российских продуктов питания в начале этого года, — говорит он. — Проблема богатых регионов в том, что присутствие там и полноценный выход на рынок дороже. В том же самом Гуандуне ВРП превышает российский, а население превышает 110 млн человек. Чтобы стать заметным на этом рынке нужно быть конкурентоспособным по цене, для этого нужно строить один или несколько заводов или как минимум организовывать контрактное производство, а также выделять существенные бюджеты на маркетинг. Именно по этой схеме покоряли Китай Coca Cola, Nestle и другие западные бренды. Конечно, сразу такие вложения не требуются, достаточно только открыть офис, но даже на открытие офиса продаж в стране экспорта готовы далеко не все. Гонконг, кстати, сейчас вызывает интерес у множества компаний из России в контексте новых IPO и SPO. Там уже есть листинг у Русала, а после успеха Ozon на NASDAQ многие крупные бизнесы интересуются фондовыми площадками как Запада, так и Востока, а Гонконг – главная площадка Востока».

 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий