Обида маслом: как дамы изображали месть мужчинам | статьи на inet-moll

Женщины эмоциональнее мужчин. И даже когда они имеют дело с бездушными красками — на холст выплескиваются такие страсти, что от полотна можно прикуривать. Особенно, если в истории создания картины есть мужчина-обидчик.

Будь как Юдифь

 

 

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Артемизия Джентилески, 1611-1612 годы.
© Национальный музей Каподимонте, Неаполь

 

Артемизия Джентилески (1593-1653) была самой талантливой из детей тосканского художника Орацио Джентилески, она рисовала с детства. Но то, с чем пришлось столкнуться юной ученице в мужском (тогда) мире художников можно понять хотя бы по тому, что её первой картиной была «Сусанна и старцы» (1610).

Это сюжет из апокрифической «Книги пророка Даниила»: прекрасная Сусанна при дворе вавилонского царя Навуходоносора беспрерывно подвергалась домогательствам. Похотливые придворные подглядывали, как она купается, требовали близости, шантажировали. А когда она отказала старикам — оклеветали и чуть не довели до казни. Хорошо, что пророк Даниил во всём разобрался и казнили в результате самих старцев.

Но Артемизии не повезло. В 1611 году художник Агостино Тасси, учивший её живописи, то ли изнасиловал девушку, то ли склонил к сексу, обещая жениться. Отец Артемизии затеял тяжёлый судебный процесс, в ходе которого нашу героиню допрашивали и даже подвергли гинекологическому осмотру. Агостино приговорили к изгнанию из Рима, но приговор не исполнили. Не о такой мести мечтала художница.

Что ж, она взяла в руки кисть и краски. «Юдифь и Олоферн» Джентилески (1612), на мой субъективный взгляд — самое мощное воплощение этого библейского сюжета в мировой истории живописи. Мотивация автора понятна — есть легенда, что своему Олоферну Артемизия придала портретные черты Агостино Тасси.

 

 

«Иаиль и Сисара», Артемизия Джентилески, 1620 год.
© Музей изобразительных искусств, Будапешт

Холодеет кожа и от её полотна «Иаиль и Сисара» (1620). Оцените, с какой спокойной сосредоточенностью ветхозаветная героиня из племени кенеев вгоняет железный кол в голову ханаанского военачальника. После инцидента с Тасси прошло уже девять лет, ярость утихла, но решимость отомстить всё та же.

Конкурентов — в колодец

Элизабетта Сирани (1638-1664), дочь болонского художника Джованни Андреа Сирани, слава богу, избежала насилия. Но и ей пришлось нелегко. Измученный артрозом отец отошел от дел, и Элизабетте пришлось подхватить управление мастерской, чтобы кормить семью.

Мужчины тогда неохотно допускали дам в закрытый мир художественных гильдий, а если допускали — были не слишком ласковы. Оцените масштаб: в «Жизнеописании прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари представлены биографии 178 человек, и только 13 из них — женщины.

 

 

«Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника», Элизабетта Сирани, 1659 год.
© Национальный музей Каподимонте, Италия

Художницы слали мужчинам ответную любовь. Посмотрите на этот шедевр Элизабетты Сирани. В 355 году до н.э. войска Александра Македонского захватили греческие Фивы. Плутарх рассказывает, что один из фракийцев тогда изнасиловал жительницу города Тимоклею — а потом ещё потребовал все её деньги. Тимоклея ответила, что деньги в колодце, пойдём покажу — ну и вы видите, что было дальше.

Не силой, так хитростью победим, говорит Сирани.

Всему свету

Он — витальный мексиканец, обожающий женщин. Только официальных жён у него было четыре, а любовниц он и сам не считал.

Она — его четвёртая жена. И неизвестно, от чего она больше страдает — от последствий страшной автомобильной аварии, или от измен мужа.

 

 

«Без надежды», Фрида Кало, 1945 год. © Dolores Olmedo Collection, Mexico City, Mexico

Банальная история, если не знать, что он — Диего Ривера (1886-1957), а она — Фрида Кало (1907-1954). И месть гениальной художницы была такая, что на века. В испанском языке есть поговорка «кормить из воронки» — что-то вроде нашего «вешать лапшу на уши». Так Фрида и описала миру свои отношения с мужем, назвав картину больно — «Без надежды».

Неприятно, грустно, обидно. Диего, весь мир говорит тебе в ответ — нельзя так.

Одна, потеряна, забыта

 

 

«Одна, потеряна, забыта». Лидия Мастеркова, 1990 год, частное собрание

А на этой картине советской андеграундной художницы Лидии Мастерковой (1927-2008) нет ни мужчин, ни женщин. Нет страстей — и в том драма. Прочтёшь название полотна — и хочется обнять автора, положить её голову себе на плечо. Соврать, что всё будет хорошо. Ведь будет?

Источник: zen.yandex.ru Теги: искусство, женщины, мужчины, живопись

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий