О бедной сиделке замолвите слово | статьи на inet-moll

Сначала заболела бабушка…
Фото Pexels

Рано или поздно наступает момент, когда родители или бабушки-дедушки стареют и начинают болеть, а оставить их без посторонней помощи равнозначно самоубийству. И тогда на сцену выходит сиделка. Расскажу о том, каково это – жить под одной крышей с чужим человеком.

Существуют профессии, о которых ты даже не задумываешься, пока сам с ними не столкнешься. Для нашей семьи таковой стали сиделки. И ведь правда, всю жизнь у нас была большая семья, которая в любой ситуации друг друга поддерживала. Всегда находился кто-то, кто поможет в тех или иных обстоятельствах, однако те, как известно, имеют свойство меняться.

Сначала сильно заболела бабушка. Она попала в больницу, где после ампутации ноги ей пришлось пролежать еще целый месяц. Вот тут-то и встал вопрос о найме какого-то специально обученного человека: мама в силу нескольких работ просто физически не могла проводить с ней целые дни, а нагрузка на врачей и медсестер сами знаете какая.

В общем, чтобы помогать ей, поддерживать, кормить, менять белье, переодевать и еще много чего другого, мы наняли сиделку. Забегая вперед, сразу скажу, что сиделки «больничные» и «домашние» все-таки сильно отличаются. Больничные знают свое дело и умеют быстро вправить мозги и своим подопечным, и их обезумевшим от навалившихся проблем родным.

Спустя месяц бабушку выписали из больницы, сиделку, которая была с ней там, взять с собой не было возможности, да и, честно говоря, казалось, что уж дома она нам и не пригодится. Спустя буквально пару дней решение пришлось переиграть, так как в квартире ухаживать за больным человеком оказалось еще сложнее. В агентстве по найму была найдена сиделка Нина. За первый месяц найма через агентство стало понятно, что «Боливар двоих не выдержит», агентский сбор составлял примерно 30% от оплаты сиделки. Нину уговорили уйти из агентства и работать напрямую. После некоторых размышлений она на такую схему согласилась…

Люди, чьи родные нуждаются в постоянном уходе, делятся на две категории. Первые, счастливцы (именно счастливцы), живут отдельно, и сиделка, которую они нанимают, живет со своим подопечным сама по себе, чувствуя себя полноценной хозяйкой. Вторые вынуждены жить под одной крышей и с тяжелобольным человеком, и с сиделкой. И, поверьте, это очень тяжело.

Дело в том, что нужно четко осознать, что человек переезжает к вам жить. Прямо к вам домой. И бытовой устой, складывавшийся в семье годами, может разлететься в пух и прах. Наверное, это и есть главная и самая существенная проблема. Очень сложно свыкнуться с тем, что баночки и скляночки теперь ставятся в другом порядке, на кухне пахнет непривычными продуктами, а некоторые блюда, вкус которых ты вроде бы знаешь на все 100%, вдруг предстают в абсолютно новом обличии. И далеко не всегда эти изменения идут со знаком плюс.

Нам повезло хотя бы в том, что у нас была свободная комната, в которой мы и поселили нашу Нину. И началось наше многолетнее житье-бытье под одной крышей с совершенно чужим, но при этом совершенно необходимым нам человеком.

Пожалуй, именно тут начинается главная борьба с самим собой и своего рода эгоизмом. С одной стороны, ты понимаешь, что сиделка – это человек, который очень сильно помогает тебе, делая огромное количество дел. Она готовит еду, моет твоего близкого человека, ухаживает за ним, стирает, гладит, бегает в аптеку за лекарствами, убирает и вообще «облегчает» твою жизнь. С другой же – сиделка постепенно начинает отвоевывать пространство в квартире и в укладе жизни. Причем начинается все с самых мелких и, казалось бы, ненужных вещей, а потом выясняется, что ты уже и не совсем хозяин в собственном доме.

Вот, например, не можешь ты больше в любое время зайти на кухню и приготовить себе завтрак, обед или ужин – извините, но там уже занято. В общем, возможно, читателю покажется, что я избалованный и циничный человек, однако спешу вас разочаровать. Я очень люблю своих родных, очень переживаю за них, и их здоровье всегда было для меня на первом месте, но рутина на то и рутина, что каждый твой день складывается из каких-то маленьких привычек или дел, которые ты делаешь. А тут – бац, и весь трен жизни уходит в никуда. Потому что дома не только появляется чужой человек, к которому нужно привыкнуть, так он еще и становится центрообразующим персонажем, вокруг которого жизнь в доме теперь и крутится.

Ладно, с бытом разобрались, но на этом не заканчиваются некоторые нюансы, о которых стоит всегда помнить. Сиделка – человек, который занимается тяжелым физическим трудом, а еще у нее есть своя семья, дети, внуки, так что ей необходимо иногда отдыхать. И иногда она будет уезжать. На неделю или две, а то и на более долгий срок. И тут начинается, пожалуй, самый сложный и тяжелый момент, ведь нужно найти временную замену.

Кто-то не хочет идти работать всего лишь на месяц, кто-то не переносит домашних животных (а у меня два кота), а кто-то приезжает и становится страшно, чем все это может закончиться. Помню, приезжала к нам одна сиделка, которая умудрялась большую часть дня проводить с сигаретой на кухне, а «пациент» был предоставлен сам себе. А другая весь день читала деду псалмы… А третья спала по ночам как убитая и храпела, как портовый грузчик, пока мама укладывала десятый раз за ночь проснувшегося деда или мы вместе поднимали его после очередного падения с дивана. Четвертая почти не понимала русского языка и вместо овсянки кормила 90-летнего человека на завтрак супом из макарон, по-видимому, национальным киргизским блюдом…

Но самое страшное другое. Найти толковую сиделку – это как выиграть миллион в лотерею. В эту невероятно сложную и важную профессию идут за якобы легким заработком бывшие учителя, бухгалтеры, рыночные продавщицы, наивно полагая, что нет ничего сложного в том, чтобы сменить пожилому человеку памперс или сварить кашу. Как правило, они не имеют ни малейших навыков, не имеют даже начального медицинского образования, не умеют разговаривать с больными стариками. Те же сиделки, кто все это умеет, требуют оплаты, которая не по карману 99% населения нашей страны.

В общем, помните, что сиделка все равно остается нанятым человеком и ее нужно контролировать, иначе ситуация может из-под контроля полностью выйти.

Это жизнь и реальность, с которой рано или поздно все мы столкнемся. И все же мы оптимисты, и все не так безнадежно, как может показаться.

Когда-нибудь все мы состаримся
и станем беспомощными. Фото Reuters

Наша семья живет с сиделками с 2016 года. Сначала Нина заботилась о бабушке, а потом перешла «по наследству» деду. За эти годы мы повидали-пережили многое, но понимаю я сейчас лишь одно: я даже боюсь представить, что было бы с нашей жизнью, если бы эту ношу мы тащили сами. Да, иногда я злюсь на Нину или подменную сиделку. Но в такие моменты стараюсь остановить себя и на секунду задуматься: человек переезжает к чужим людям, ухаживает за пожилым человеком (в слово «ухаживает» входит абсолютно все, о чем вы могли подумать: от стирки грязного белья до мытья и смены испачканных подгузников) и совсем не видит собственную семью. Это очень дорогого стоит, и думаю, что такие люди заслуживают безграничного уважения. А еще, чтобы вы понимали, каждый раз, когда Нина уезжает к семье и к деду приходит новая сиделка, он спрашивает – а где же Нина и долго ли еще ждать ее возвращения. А ведь у него Паркинсон и даже меня, своего любимого внука, он далеко не каждый раз узнает.

Да, бывают проблемы и неурядицы во взаимоотношениях, но они ничего не стоят, когда осознаешь, насколько много делает человек. Надеюсь, что мой опыт поможет не только понять многие подводные камни, связанные с появлением сиделки в вашем доме, но и, возможно, изменить отношение к чужому, казалось бы, человеку в собственной квартире. В какой-то момент этот человек действительно становится частью семьи. 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий