Происходящее вторую неделю подряд закрытие в Москве продуктовых магазинов из-за нарушения масочного режима заставляет общаться с журналистами даже тех ритейлеров, которые всегда избегают прессы. Значит, прижало. Два таких представителя крупных сетей рассказали мне технологию закрытия: в торговом зале появляются «тайные покупатели», фиксируют людей без масок и отправляют фото куда надо. Затем приходят проверяющие, и начинаются разбирательства, которые заканчиваются печально для магазина.

Даже пять покупателей со спущенными к подбородкам максами — уже большое нарушение.

Мои собеседники считают, что такие жесткие проверки направлены на то, чтобы вынудить сети бесплатно раздавать средства индивидуальной защиты посетителям. Некоторые сети так стали делать еще весной во время режима самоизоляции и до сих пор их раздают. Но делают они это по доброй воле.

В неформальных беседах проверяющие рекомендуют проштрафившимся магазинам поступать точно так же. Но не все ритейлеры этого хотят. Еще во время первой волны пандемии сети жаловались, что затраты на соблюдение санитарных мер зачастую достигают 1% от месячного оборота одного магазина. Если контролирующие органы вынудят в обязательном порядке раздавать бесплатно маски, то эти затраты достигнут уже 2%, говорит один из моих собеседников. Это заметная для сетей сумма выпадающих доходов при падающем трафике посетителей магазинов на фоне опасения второй волны.

Официальную позицию проверяющих органов за вчерашний день мне так и не удалось узнать. В Роспотребнадзоре отправляли в ОАТИ, специалисты которого составляют в магазинах протоколы о нарушениях, а там — опять в ведомство. Немного ситуацию прояснил мой источник, близкий к оперштабу Москвы. По его словам, быстро принять прямое распоряжение обязать сети выдавать бесплатно маски невозможно из-за юридических моментов, а решать вопрос на фоне роста заболевших надо срочно. Он уверяет, что пока не будет такой бумаги, магазинам нечего беспокоиться:

У ритейлеров еще пожар не начался, а они уже с огнетушителями бегают».

Розничные компании, в свою очередь, утверждают, что помимо раздачи масок проверяющие рекомендуют не пускать в магазины людей без СИЗ у входа и контролировать каждого покупателя в торговом зале. Во-первых, по словам представителей сетей, у них нет такого количества персонала. Во-вторых, магазины могут нарваться на претензии не допущенных к прилавкам покупателей. Юрист BDH Анатолий Шлейкин говорит, что по закону о защите прав потребителей не пустить покупателя, за исключением сильно пьяных или дебоширов, не могут. Это можно расценивать как ограничение. Ситуация такова, резюмирует юрист, что в новых реалиях ни одна из сторон так и не нашла способов выполнения пока не писанных в законах правил.

 Автор: Халиль Аминов

 

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий