На сетевом Opera Euro Rapid определился состав полуфинальных пар | статьи на inet-moll

У старейшины мирового гроссмейстерского сообщества Юрия Львовича Авербаха – с поздравлениями и пожеланиями. Фото Максима Ласковца

В Сети – в рамках элитной серии Champions chess tour – стартовал очередной супертурнир, в котором приняли участие едва ли не все ведущие гроссмейстеры мира, во всяком случае большинство из тех, кто любит и умеет по-настоящему здорово играть в быстрые шахматы. Неделю назад мы уже заостряли внимание на своего рода ментальном противоречии, которое существует между игроками в традиционные «медленные» и в ускоренные шахматы. Иными словами, регулярно выступая в сетевых турнирах, тренируясь и совершенствуя «быстрые» игроцкие навыки, вы одновременно изживаете в себе многое из того, что необходимо при «медленной» игре. Именно этим обстоятельством мы объяснили не слишком удачное, а по сути, провальное выступление на недавнем классическом Tata Steel Masters двух фаворитов этого соревнования – чемпиона мира Магнуса Карлсена и Максима Вашье-Лаграва, лидера приостановленного в прошлом году турнира претендентов на шахматную корону.

И уже первые туры очередного сетевого форума хотя бы отчасти подтвердили эту оценку. Несмотря на то что первую партию «предварительного турнира» чемпион проиграл, уступив американцу Уэсли Со, он затем сумел выиграть четыре партии подряд и после первого игрового дня захватил лидерство. Заметим, что, согласно формуле соревнования, его предварительный этап, в котором приняли участие 16 знаменитых гроссмейстеров, был призван уполовинить это число, открыв дорогу в полуфиналы, проводимые по системе плей-офф, лишь восьми лучшим из них. С огромным сожалением вынуждены констатировать, что этот барьер не смогли преодолеть двое из троих россиян, в том числе чемпион России Ян Непомнящий, занимавший перед началом третьего игрового дня чистое четвертое место, но проигравший на финише целых три партии – в том числе в последнем туре белыми Леньеру Домингесу, американцу кубинского происхождения. Что оставило Яна за пределами заветной восьмерки.

Также не попал в четвертьфинал и другой фаворит турнира, лучший блицор мира Хикару Накамура. На протяжении почти всей предварительной дистанции он находился в середине турнирной таблицы, однако ближе к финишу заметно прибавил и как будто бы обезопасил себя, но в заключительном туре, добившись по дебюту совершенно выигрышной позиции, уступил своему соотечественнику Сэму Шенкленду. В результате казавшаяся поначалу весьма досадной для Даниила Дубова ничья в партии с Александром Грищуком стала для молодого россиянина победной. Разделив с Накамурой восьмое и девятое места, Дубов превзошел «американского самурая» по дополнительным показателям и вскочил на подножку уходящего поезда. Но, попав в 1/4 финала, сразу же вышел на самого Магнуса Карлсена.

Именно этот матч привлек особое внимание мировой шахматной общественности. Дело в том, что на Airthings Masters – предыдущем сетевом турнире чемпионской серии – Даниил также встречался с Магнусом на этом этапе розыгрыша и смог в яркой эффектной манере выбить чемпиона из дальнейшей борьбы за победу в соревновании. Первый сет нынешнего матча, состоящий, как и все остальные, из четырех быстрых партий с контролем 15+10 (15 минут основного временного капитала с автоматическим добавлением 10 секунд после каждого сделанного хода) проходил так, как и положено поединкам признанного фаворита с уступающим ему по силе соперником. В сложной миттельшпильной позиции стартовой партии Дубов ошибся, пытаясь запутать игру, пожертвовал качество, получил определенные практические шансы, но не преуспел, поскольку его грозный соперник не допустил ни одной значимой ошибки.

Но все же чувствовалось, что, встречаясь со столь непредсказуемым и чрезвычайно изобретательным соперником, заточенным на неожиданные истинно талевские жертвы, Карлсен испытывает некоторую нервозность. Именно это едва не переломило ход первого мини-матча во второй партии, в которой после помарки чемпиона Дубов нанес неожиданный удар – и худшая позиция белых чудесным образом превратилась в окончание с лишней пешкой. Увы, для выигрыша партии этой лишней пешки оказалось недостаточно…

Когда же, выиграв в чисто технической манере третью партию первого сета, Магнус зафиксировал в нем свою досрочную победу, стало казаться, что повторения пройденного – того, что случилось на Airthings Masters, не произойдет. Однако второй мини-матч этого четвертьфинала полностью опроверг подобные прогнозы. Хотя после того, как первая партия, в которой Даниил играл белыми, и закончилась спокойной ничьей, а во второй Карлсен добился заметного преимущества, все свидетельствовало о том, что фаворит своего не упустит. Да, легко быть генералом, видя бой со стороны (тем более еще и полагаясь на помощь компьютера!), но то, что сотворил Магнус в решающий момент этой партии, трудно объяснить без помощи психологии. Два беспечных решения чемпиона, принятые им на 17-м и 18-м ходах, превратили не слишком сильную атаку черных в решающую и привели к быстрому разгрому позиции белых.

В результате Дубов вышел вперед, а в следующем поединке, имея по итогам дебюта несколько худшую позицию, Карлсен снова просчитался. Вместо того чтобы разменять ферзей и перейти к неприятной защите худшего, но отнюдь не безнадежного окончания, он безрассудно забрал пожертвованную пешку. Впрочем, для доказательства «безрассудности» этого решения Даниилу нужно было найти целую серию сильных неожиданных ходов. Но для творческого наследника Михаила Таля такая задача оказалась не слишком сложной. И уже через четыре хода чемпион признал свое поражение, зафиксировавшее убедительный реванш молодого россиянина с тем же самым счетом 2,5:0,5, с которым он проиграл стартовый матч.

Рассказывая о начавшемся вскоре после этого блицевом тай-брейке, очень трудно воздержаться от слов «везет» и «не везет». Да, Дубову заметно не повезло в первой партии, но невероятно повезло во второй, когда его грозный соперник вместо того, чтобы добить белых двумя-тремя точными ударами, пропустил несложную комбинацию, в результате чего остался без двух пешек. То же самое можно в полной мере сказать и о назначенном после этого армагеддоне – одной-единственной партии, в которой белые, имея пять минут против четырех у соперника, обязаны побеждать. Белые фигуры принадлежали Карлсену, который ничего не получил по итогам дебюта, но, воспользовавшись ошибками Дубова, добился затем совершенно выигрышной позиции, которую вскоре довел до почти ничейной. Впрочем, дефицит времени и хладнокровия подвели на этот раз уже Даниила, который не смог удержаться на краю пропасти и проиграл решающую партию, а вместе с ней и матч в целом.

Подводя итог случившемуся, трудно удержаться от набившей оскомину формулы: блиц есть блиц! Кстати, отвечая на вопрос одного из журналистов об игре соперника, сам Дубов согласился с тем, что в матче с ним Магнус иногда играл как идиот, но подчеркнул, что в конечном счете все равно остался Карлсеном. Причину же этого «идиотизма» Даниил увидел, как и мы, в слишком частых выступлениях чемпиона на быстрых и молниеносных турнирах.

…На фоне главного события четвертьфинального этапа несколько в тени остались другие матчи, в которых Теймур Раджабов (правда, без армагеддона) обыграл на тай-брейке Аниша Гири, Максим Вашье-Лаграв – Левона Ароняна, а Уэсли Со (досрочно) – Яна-Кшиштофа Дуду. В результате в полуфиналах, которые начались в четверг поздним московским вечером, отношения между собой начали выяснять Карлсен с Вашье-Лагравом и Со с Раджабовым. Как говорится, знакомые всё лица!

Кроме того, в минувший понедельник Юрию Львовичу Авербаху исполнилось 99 лет, а на следующий день мы приехали к старейшине мирового гроссмейстерского сообщества, чтобы поздравить его и вручить памятные адреса, пожелав здоровья и долгих лет жизни.

Так, коллектив Центра шахматной культуры и информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России, в котором до недавнего времени работал Авербах, отметил, что, слушая удивительные рассказы Юрия Львовича о происхождении шахмат, читая его увлекательные книги, невольно начинаешь любить эту игру, ее историю и древнюю культуру. Для многих своих слушателей Авербах становился не только кладезем знаний, но и образцом интеллигентности. Невольно поражаешься его искусству создавать вокруг себя необычайно теплую атмосферу, сплачивать коллектив единомышленников. Неудивительно, что к имениннику тянутся не только взрослые, но и юные любители шахмат. Это и есть та незримая связь, которая обеспечивает передачу, воспроизводство и развитие знаний от поколения к поколению. А 99 лет – это не так уж много, всего лишь 33х3! 

Источник: ng.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Программы и компоненты
Добавить комментарий